Представление о материи

Раздел 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Оглавление

· 1. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА (ГП)

· 2. СООТНОШЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА (ГП) С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА. ГП КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

· 3. ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА (ГП). ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

· 4. ДЕЙСТВИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (ГЗ)

· 5. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ (ГП). ВИДЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

· 6. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

· 7. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

· 8. ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН

· 9. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

· 10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА (ЮЛ)

· 11. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

· 12. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА

· 13. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРИЩЕСТВА

· 14. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ

· 15. УНИТАРНЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) ПРЕДПРИЯТИЯ. НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

· 16. ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ИХ ВИДЫ

· 17. ПОНЯТИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЩЕЙ

· 18. ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

· 19. ПОНЯТИЕ СДЕЛКИ И ВИДЫ СДЕЛОК

· 20. ФОРМА СДЕЛОК

· 21. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ СДЕЛКИ

· 22. ВИДЫ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ СДЕЛОК

· 23. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

· 24. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВИДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

· 25. ДОВЕРЕННОСТЬ

· 26. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СРОКОВ

· 27. ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ, НАЧАЛО ТЕЧЕНИЯ СРОКОВ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ

· 28. ПЕРЕРЫВ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ СРОКОВ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ

· 29. СУБЪЕКТИВНЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

· 30. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЕЕ ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ

· 31. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЯ

· 32. ФОРМЫ И РАЗМЕРЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

· 33. ВЕЩНОЕ ПРАВО, СОБСТВЕННОСТЬ, ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

· 34. ВИДЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ

· 35. ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН

· 36. ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

· 37. ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

· 38. ПРАВО МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

· 39. ПОНЯТИЕ НАСЛЕДОВАНИЯ

· 40. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ

· 41. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ

· 42. ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ НАСЛЕДСТВА. ОТКРЫТИЕ И ОХРАНА НАСЛЕДСТВА

· 43. ПРИОБРЕТЕНИЕ НАСЛЕДСТВА

· 44. ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА

· 45. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ И ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ

· 46. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

· 47. ВЕЩНЫЕ ПРАВА ЛИЦ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ СОБСТВЕННИКАМИ. ПРАВА ЛИЦ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ СОБСТВЕННИКАМИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

· 48. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ

· 49. СЕРВИТУТНЫЕ ПРАВА

· 50. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ. ВИНДИКАЦИОННЫЙ И НЕГАТОРНЫЙ ИСКИ

· 51. ПОНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

· 52. СТРУКТУРА ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

· 53. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

· 54. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДОГОВОРА

· 55. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ДОГОВОРА

· 56. ПОНЯТИЕ, СПОСОБЫ И ЗНАЧЕНИЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

· 57. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СПОСОБОВ ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

· 58. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ. НЕУСТОЙКА

· 59. ЗАЛОГ, УДЕРЖАНИЕ, ПОРУЧИТЕЛЬСТВО

· 60. БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ. ЗАДАТОК

· 61. ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

· 62. ПОНЯТИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА

· 63. ОСНОВНЫЕ НОВЕЛЛЫ ЧАСТИ IV ГК РФ

· 64. РАСПОРЯЖЕНИЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ

· 65. ПОНЯТИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

· 66. ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА

· 67. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

· 68. СУБЪЕКТИВНОЕ АВТОРСКОЕ ПРАВО. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА

· 69. ДРУГИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

· 70. ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА АВТОРА

· 71. ПАТЕНТНОЕ ПРАВО

· 72. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

 


 

 

 

 

4. 1. ОСОБЕННОСТИ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

 

Хронологические рамки Нового времени XVII – нач. XX вв.,период от первых буржуазных революций до первых социалистических. Однако в философии новейший период начинается уже с середины XIX века. Таким образом, история новоевропейской философии занимает два с половиной столетия.

Философия XVII века заложила основы новоевропейской философии, разработала основные ее направления и концепции. Выдающимися представителями этого периода являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс.

Философия XVIII века – философия эпохи Просвещения – довела до логического завершения основные идеи и интенции XVII века, сделала их общественным достоянием. Выдающимися философами этой эпохи были Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах (Франция), Лессинг, Кант (Германия), Толанд (Англия).

Немецкая классическая философия (XVIII – сер. XIX вв.) вывела новоевропейскую философию на уровень развитых систем, вскрыла тупики новоевропейской мысли, подготовила переход к новейшему периоду. Наиболее видными философами немецкой классики явились Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса критически переосмыслила опыт немецкой классической и европейской философии и предвосхитила ведущие интенции философии новейшего периода.

Главная отличительная черта новоевропейской философии – рационализм – является проявлением рационалистического духа европейской культуры Нового времени.

Рационализм Новоевропейской культуры проявился:

– в рационализации социально-экономической жизни, то есть в зарождении и развитии капитализма, индустриального общества;

– в процессах десакрализации культуры, в результате которых религия к концу Нового времени утратила свое господствующее положение в общественном сознании;

– в зарождении и бурном развитии науки (в ее современном виде), которая к концу Нового времени заняла лидирующее положение среди других форм духовной деятельности человека. Начало научной революции было положено открытиями Н. Коперника, И. Кеплера, Т. де Браго, Г. Галилея, завершилось созданием классической механики И. Ньютона.

Рационализм в философии этого периода получил свое выражение вкульте Разума, достигшем своего пика в эпоху Просвещения (XVIII в.). Философия Нового времени строится на уверенности в безграничных возможностях человеческого разума в познании мира, в преобразовании этого мира и преобразовании самого человека.

Рационализм проявился во всех разделах философского знания.

Вонтологии рационализм получил свое выражение в господстве деистической концепции. Деизм – учение, согласно которому бог, создав мир, больше в дела мира не вмешивается. Это учение совершает редукцию божественного духа к божественному разуму: бог, проявив свою волю лишь однажды, больше ее не проявляет. Миропорядок воплощает в себе мудрость божественного разума.

Деизм открывает путь для развития науки, Большинство выдающихся ученых Нового времени, в том числе Ньютон, были деистами.

Открывая дорогу для развития науки, деизм при этом несет в себе угрозу для существования религии, но не потому, что религия и наука взаимно исключают друг друга, а потому, что деизм содержит в себе возможность отрицания бога как личности, ведь личность проявляет себя через волю, через преобразовательную деятельность.

Вгносеологии рационализм проявил себя прежде всего в уверенности, что мир вполне постигаем силами человеческого разума.В английской и немецкой философии XVIII века возникают учения, ставящие под сомнение или отрицающие возможность постижения силами человеческого разума объективной реальности (Д. Юм, И. Кант).

В учении о человеке рационализм также проявил себя в господстве представлений о разуме как о сущности человека.

\ В Новоевропейской культуре и новоевропейской философии получает свое окончательное оформление идеал личности как человека, активно преобразующего мир на основе могущества своего разума.

Не только идеалисты, но и материалисты Нового времени усматривали сущность человека в разуме, только разум для них имел не божественную, а биологическую или социальную природу.

В социальной философии рационалистическая тенденция наиболее ярко проявила себя в характере социальных утопий, выдвигаемых в этот период: идеальное социальное устройство мыслится как Царство разума, как рационально организованный порядок, победивший стихию и хаос социального развития.

Аналогично тому, как в теории познания происходил поиск явных и разумных начал познания, так и в области социальной философии шел поиск разумных и справедливых начал общественной жизни. Это получило воплощение в понятии «естественного права» и в теории «общественного договора» (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо), на основе которых эпоха Просвещения провозгласила равенство всех граждан перед законом, неотъемлимость прав каждого человека на жизнь, свободу и собственность.

 

 

4. 2. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ

МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА

 

4. 2. 1. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

 

В конце XVI–XVII вв. европейская наука пережила революцию, то есть качественный скачок в своем развитии, а именно:

– осуществился переход науки с эмпирического уровня развития – на теоретический: от «собирания фактов», от фрагментарных знаний о мире наука перешла к созданию фундаментальной научной теории – механики, которая на основе немногочисленных исходных принципов охватывала фактически всю природу, описывая движение материальных тел от атомов до планет;

– произошла математизация естествознания (без чего был бы невозможен выход науки на теоретический уровень);

– наука стала опираться на принципиально новую методологию – эмпирическую, предполагающую опытное, экспериментальное обоснование знания. Основоположником этого метода в философии Нового времени был английский философ XVII века Френсис Бэкон;

– научные знания, научные открытия стали широко применяться на практике. Результаты научных исследований были востребованы быстро развивающимся машинным производством. Наука постепенно становилась производительной силой индустриального общества;

– наука стала важнейшим социальным институтом: раньше она была занятием одиноких мыслителей, теперь ученые объединились в научные сообщества, появились первые Академии наук, начали выходить научные периодические издания, значительно увеличилось число университетов.

Все эти качественные изменения привели к формированию науки в ее современном виде. Если до этого – с момента своего возникновения в Древней Греции в 6-5 вв. до н. э. – под наукой подразумевалась система логически обоснованных знаний, то теперь наука сталапроизводством новых знаний о мире, имеющих опытное обоснование и практическое применение, производительной силой общества и его социальным институтом.

 

4. 2. 2. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

 

Научная картина мира – это целостная система представлений о мире, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов. В основе научной картины мира лежит фундаментальная научная теория – классическая механика.

В результате научной революции в новоевропейской культуре формируется первая в истории европейской мысли научная картина мира, а именно механистическая.

 

4. 2. 3. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ

МЕХАНИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА

 

Материя в механистической картине мира рассматривается каквещество, материальное приравнивается к вещественному. В механистической картине мира есть также представление о флогистоне и теплороде – тоже веществах, при помощи которых объясняются химические взаимодействия и тепловые явления. Материя, то есть вещество, в механистической картине мира имеет предел делимости –атомы. Атомы, как и все тела, двигаются согласно законам механики.

Представление о пространстве и времени носило субстанциональный характер. Пространство мыслилось как пустое вместилище вещей, а время – вместилище событий.