Заключительный этап.

На данном этапе имеет место оценка действенности всей воспитательной работы с человеком и выводы для работы с другими. Такая оценка может быть дана далеко не сразу после отбывания срока осужденным. Для него начинается подэтап адаптации после отбывания наказания. Именно адаптационный период нередко определяет перспективы рецидивности бывшего осужденного. Данный факт зависит от действенности воспитания, осознания бывшим осужденным необходимости соблюдения правовых норм, а также от наличия места жительства, возможности трудоустройства, особенностей среды, в которой предстоит жить, ее нравственного климата, отношения к бывшему осужденному окружающих.

Следует отметить, что в процессе исполнения наказания, особенно на его заключительном этапе решению многих проблем может способствовать активная и направленная деятельность попечительского совета при воспитательной колонии уголовно-исправительной системы.

Исправительно-воспитательный процесс осуществляется в специфических условиях пенитенциарного учреждения. К таким условиям относятся:

а) Частичная или полная изоляция осужденных от общества.

б) Отдельное содержание в течение длительного времени мужчин или женщин.

в) Процесс перевоспитания в условиях исполнения уголовного наказания.

г) Жесткие правовые рамки жизни, учебы и труда, а также взаимоотношений осужденных с воспитателями и администрацией.

д) Специфический статус осужденных, регламентированный специальными правами и обязанностями.

Реализация исправительно-воспитательного процесса требует от администрации и воспитателей пенитенциарного учреждения учета специфических принципов.

Выделяются следующие принципы перевоспитания осужденных:

Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности. Процесс перевоспитания невозможен без четкого и конкретного определения его цели, под которой понимается идеальное представление о предполагаемом, «проектируемом» (А.С. Макаренко) результате педагогической деятельности. «Цели воспитательного процесса, — писал А.С. Макаренко, — должны всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем в отдельности... Эти цели и должны выражаться в проектируемых качествах личности, в картинах характеров...».

Цель определяется как начальная перспектива с тем, чтобы в зависимости от достигаемых результатов перевоспитания можно было бы определить ее более точно, скорректировав на большую перспективу. Она выступает как ориентир, позволяющий воспитателю выстроить перед осужденным целую систему «перспективных линий» — от ближней до дальней. В качестве дальней цели может быть определена перспектива окончательного перевоспитания и возвращения бывшего преступника в жизнь общества сознательным, законопослушным его членом.

Принцип соответствия цели средствам, формам и методам перевоспитательной деятельностипо отношению к конкретному осужденному. Цель всегда рассматривается в соответствии со средствами. Средства, формы и методы выступают конкретным педагогическим инструментарием достижения цели. Достижение определенной цели всегда предусматривает определение наиболее оптимального педагогического инструментария, который бы позволил в соответствующих условиях конкретными воспитателями добиться перевоспитания каждого осужденного.

Принцип связи процесса перевоспитания осужденного с жизнью.Сущность принципа заключается в том, что процесс перевоспитания направлен на подготовку осужденного к жизнедеятельности в той социальной среде, в которую он попадет после его выхода на свободу. В этом одна из наиболее сложных социальных проблем, стоящих перед воспитателями, так как абстрактная цель перевоспитания может оторвать человека от реальной жизни. В этом случае он после освобождения из мест заключения может не найти свое место в обществе, и общество не сможет принять его, что вызовет рецидив. Последствия такого рецидива часто проявляются в действиях освобожденного, предусматривающих вновь применение мер осуждения.

Воспитателям рекомендуется помочь человеку восстановить и наладить социально полезные связи и отношения с другими людьми, социальным окружением; постоянно знакомить осужденных с событиями внутриполитической и международной жизни, расширять круг общественно-политических интересов, формировать у них положительные социальные установки. Этому способствует также и приобщение осужденных к делам колонии, вовлечение их в трудовую и общественную деятельность.

Принцип активности осужденного в общественно-полезной деятельности.Данный принцип непосредственно связан с предыдущим. Сущность его заключается в том, что важнейшим источником развития человека, его перевоспитания выступает собственная активность. Его основу в общем виде можно определить как формирование личности в деятельности. Включение человека в активную общественно-полезную деятельность способствует его социальной переориентации, перевоспитанию. Такой подход не подавляет личность, а наоборот, активизирует ее, способствует наиболее полному проявлению духовных сил.

Общественно полезная деятельность осужденных — это прежде всего производительный труд. Воспитательная функция труда в процессе формирования личности общеизвестна. Он активно используется в жизнедеятельности осужденных. Кроме того, к общественно-полезной деятельности в условиях заключения относятся учебная деятельность, общественная деятельность в часы досуга, участие в художественной самодеятельности, культурно-досуговая и физкультурно-спортивная работа.

Принцип воспитания в коллективе.Данный принцип вытекает из социальной обусловленности развития (исправления) личности осужденных. В условиях жесткой изоляции, принудительного пребывания осужденного в определенных администрацией отряде, бригаде, звене резко возрастает роль его ближайшего социального окружения. Коллектив может быть самым разным: от позитивного (о котором писал А.С. Макаренко как наиболее важном средстве перевоспитания) до резко негативного. В ряде исправительных учреждений процветают негативные традиции, где с молчаливого согласия «авторитеты» уголовного мира («углы», «паханы», «главворы») насаждают враждебные нормальному человеческому общежитию правила поведения и взаимоотношений. В таких «зонах» воспитательная, а тем более перевоспитательная работа требует особого педагогического мастерства.

Сформировать коллективистские отношения в среде осужденных чрезвычайно сложно, но вполне возможно. Такой опыт есть в ряде подразделений. Основу данного опыта создала педагогическая теория коллектива, разработанная А.С. Макаренко, которая трансформирована и адаптирована к условиям современных исправительных учреждений.

Принцип сочетания требовательности к осужденным с гуманным и справедливым отношением к ним.В основе принципа лежит гуманное отношение к человеку. А.С. Макаренко утверждал, что не может быть воспитания без требовательности и одновременно предупреждал: «Нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».

Воспитательный процесс, ориентированный только на подавление, нейтрализацию отрицательных качеств личности, столь же малоэффективен, как и педагогика вседозволенности. Важно видеть в человеке не только недостатки, но и то положительное, на что можно опереться в работе с ним. Отсюда вытекает следующий принцип.

Принцип опоры на положительное в личности. В перевоспитательной работе с осужденными исключительно важно уметь видеть в личности не только недостатки, но и положительное. Это тот союзник, опираясь на который можно направить усилия воспитанника на деятельность, на самопроявление, а в перспективе и на активизацию его перевоспитания. Реализация этого принципа необычайно сложна для воспитателей даже чисто психологически, ибо серьезные нравственные дефекты, отрицательные черты характера осужденных, их негативное отношение как к требованиям исправительно-трудового права, так и их носителям (воспитателям осужденных) лежат, что называется, на поверхности явления. В то же время те качества и черты характера, которые отражают человеческую сущность личности, чаще всего осужденные прячут от окружающих, дабы не стать объектом насмешек и издевательств со стороны других, а подчас и не осознаются самими их носителями.

Принцип опоры на положительное в личности не означает снижения требовательности к осужденным, а тем более захваливания и попустительства. Большой вред как самой личности, так и коллективу приносят те руководители и воспитатели, которые, используя такие, например, качества, как коммуникативность, активность в общественных делах, ставят некоторых осужденных в привилегированное положение, допускают по отношению к ним послабление требований режима, а иногда даже создают группы «активистов».

Принцип дифференцированного подхода в процессе перевоспитания.Осужденные различаются по полу, возрасту, образованию, национальным, религиозным и социально-групповым особенностям, индивидуально-психологическим характеристикам, социально-педагогической запущенности, образу жизни до осуждения, типу совершенного преступления и т.д. Все это и требует своеобразия подхода как к определенной группе, так и к отдельной личности. Дифференциация — это выделение типичных отличительных свойств явлений, предметов, объектов, по которым можно в некоторой целостности (общности) выявить группу или ряд групп. Принцип дифференцированного подхода требует строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Это позволит воспитателям наиболее полно учесть особенности каждого.

Для дифференциации осужденных необходимо выделение групп, чтобы учитывать своеобразие каждого. Такие группы могут быть сформированы: 1) по характеру совершенных преступлений (корыстные, насильственные, насильственные некорыстные, насильственные корыстные); 2) по количеству судимостей (впервые судимые, неоднократно судимые); 3) по степени криминальной зараженности (глобальная, парциальная, предкриминальная); 4) по степени общественной опасности (признанные или непризнанные особо опасными рецидивистами); 5) по возрасту; 6) по образованию; 7) по полу; 8) по степени исправления; по характеру общественной активности (актив, резерв актива, пассив, «болото», контрактив) и, наконец, 9) по неформальному положению осужденных в самой общности («главворы», «паханы», «мужики», «углы», «обиженные») и т.д. Такая дифференциация позволяет выделять в личности осужденного наиболее существенное и требующее учета в воспитательной работе с ним.

Принцип индивидуального подхода в процессе перевоспитания. Каждый человек — это свой мир, свои возможности, свои социальные проблемы, и потому он, естественно, требует индивидуального подхода. Особенно это важно в процессе перевоспитания. Об этом еще в 1924 г. писал В.Н. Сорока-Росинский. Он, в частности, отмечал, что одно из необходимых условий функционирования школы для трудновоспитуемых — это «индивидуальный подход к воспитаннику". А.С. Макаренко также обращал внимание на важность индивидуального воспитания. «Для того чтобы работать с отдельной личностью, нужно ее знать и ее культивировать». Именно через индивидуальный подход можно реально рассчитывать на действенность перевоспитания конкретного человека.

Принцип комплексного подхода.Идея комплексного подхода вытекает из понимания личности как целостности, как сложной динамичной системы. Речь идет об использовании комплекса мер воспитательного воздействия, способного обеспечить разносторонность развития.

Комплексный подход является одним из важных принципов организации и практической деятельности по перевоспитанию субъекта. Он распространяется на определение целей и задач перевоспитания; обеспечение соответствия цели, средств и методов перевоспитания; организацию формального и неформального общения личности; организацию планирования воспитательного процесса; привлечение к непосредственной и опосредованной воспитательной работе всех сотрудников подразделений, общественности; организацию всестороннего изучения личности осужденных на всех этапах воспитательного процесса (от организации приема вновь прибывших осужденных до подготовки их к освобождению); реализацию в практической деятельности исправительных учреждений всей системы принципов перевоспитания осужденных.