В кардиологии

Социально-педагогические технологии в социально-медицинской работе

 

Такие сердечно-сосудистые заболевания как гипертоническая болезнь (ГБ), атеросклероз и ишемическая болезнь сердца (ИБС) составляют так называемую группу «социальных болезней», т.е. виновниками этих заболеваний выступают достижения цивилизации человечества.

Гипертоническая болезнь– это состояние повышенного артериального давления.

Атеросклероз– представляет собой поражение артерий, при котором на их внутренней поверхности возникают многочисленные желтоватые бляшки, содержащие большое количество жировых веществ.

Ишемическая болезнь сердца– поражение сердечной мышцы (миокарда), обусловленное расстройством коронарного (сердечного) кровообращения. Основными формами ИБС являются стенокардия (грудная жаба), инфаркт миокарда (кусочек омертвевшей ткани в толще сердечной мышцы) и постинфарктный кардиосклероз (рубец, возникающий на сердце после заживления инфарктной ранки).

Причинамиданных заболеваний современного человека являются:

• хронический стресс;

• гиподинамия – малая подвижность;

• избыточная масса тела вследствие нерационального питания;

• табакокурение.

Функции социального работника, с использованием социально-педагогических технологий, в кардиологии:

• пропаганда здорового образа жизни (умение бороться со стрессом, контроль массы тела, увеличение двигательной активности, отказ от табакокурения);

• раннее распознание данных заболеваний путем диспансеризации всего населения, особенно после 30 лет (измерение артериального давления и.т.д.);

• социально-правовое консультирование больных людей и членов их семей;

• организация и проведение реабилитационных мероприятий лицам, перенесшим инфаркт миокарда, страдающим ГБ или атеросклерозом.

Стресс– защитная реакция организма на очень сильный или длительно действующий раздражитель. Социальный работник должен помнить и пропагандировать методы снятия стресса, как основного фактора, вызывающего развитие многих кардиологических заболеваний:

1. глубокий здоровый сон, достаточный по продолжительности (недаром некоторые люди, после сильнейшей стрессовой ситуации непроизвольно впадают в летаргический сон);

2. повышенная физическая активность в результате спортивных тренировок, генеральной уборки, бега трусцой, занятий охотой (во время мышечной активности сжигаются излишки адреналина – химической причины стресса);

3. различные виды тренингов, проводимые самостоятельно или с помощью специалистов – социального работника или психолога (групповые, аутотренинги);

4. занятие любимым или монотонным делом (вязание, наблюдение за рыбками, перебирание четок, раскладывание пасьянса, рыбалка);

5. нервно-эмоциональная разрядка с помощью смеха, плача, крика (существует даже специальный метод лечения – смехотерапия);

6. секс и др.

Основным специализированным лечебно-профилактическим учреждением по борьбе с сердечнососудистыми заболеваниями является кардиологический диспансер.