Структура социально-педагогических технологий
Классификация социально-педагогических технологий
Характеристика социально-педагогических технологий.
Основания | Типы | Виды |
Характер | 1. Общие | Методики, программы |
2. Частные | Диагностика, экспертиза | |
Назначение | 1. Направленного целевого назначения | Технологии развития, воспитания, педагогической коррекции, реабилитации, профориентации |
2.Комплексного назначения | Технологии, предполагающие достижение одновременно нескольких целей | |
Объект применения | 1. Социальные | Технологии работы с учеником, студентом, правонарушителем |
2. Возрастные | Технологии работы с ребенком, подростком, юношей | |
3. Личностные | Технологии работы с подростком-клептоманом, в состоянии депрессии, склонным к суициду, правонарушителем | |
4. Групповые | Технологии работы с группой, коллективом, семьей | |
Место применения | 1. Технологии работы в пенитенциарном учреждении | Режим, труд, правовое просвещение |
2.В образовательном учреждении | Методика коллективной творческой деятельности | |
3.В реабилитационном центре | Арттерапия, тренинг | |
Способ реализации | 1. Технологии коллективного воспитания | Технология И.П. Иванова |
2. Технологии трудового воспитания | Технология свободного труда С. Френе |
Структура - взаиморасположение и связь основных частей основных частей чего-либо, строение. Социально-педагогическая технология есть целенаправленная специально организованная последовательность деятельности. В такой деятельности, как правило, выделяют определенные этапы действий, обеспечивающие достижение поставленной цели.
Структура общей технологии включает 5 этапов:
1. Диагностико-прогностический - этап диагностики объекта, определения его социально-педагогических проблем, построение прогноза вероятного развития. Это начальный этап получения информации.
2. Этап выбора (разработки) оптимальной технологи: определение цели работы с клиентом; выбор одной из имеющихся технологий с учетом ситуации, индивидуальности клиента, его проблем, возможностей специалистов.
3. Этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии. Необходим для выявления математических, технических, организационных и методических аспектов.
4. Основной этап - реализационный.
5. Экспертно-оценочный - оценка результатов реализации.
Структура частных технологийповторяет структуру общих технологий. Здесь добавляются свои этапы, подэтапы, в связи со спецификой конкретной технологии. Типичные этапы частной технологии:
1. Информационно-аналитический этап - анализ информационных сведений; осмысление исходной информации.
2. Этап выбора способа решения проблемы.
3. Прикладной (практический) этап - практическая деятельность по решению проблемы.
4. Экспертно-оценочный (аналитический) этап.
5. Выводы.
Каждый этап имеет свое содержание и специфику практической реализации. Для обеспечения качества деятельности необходима не только последовательность, но и профессионализм социального педагога.
Рассмотренная классификация социально-педагогических технологий может уточняться и дополняться с учетом новых критериев и потребности практики.
Педагогика как научная и практическая дисциплина является одним из важнейших направлений развития социальной работы. Иногда возникают дискуссии о роли и месте социальной работы, социальной педагогики в деятельности социальных служб. Скажем, существует точка зрения, согласно которой всех педагогов можно рассматривать как социальных работников, хотя и не все социальные работники являются педагогами в профессиональном плане.
Различие, на наш взгляд, в деятельности этих двух специалистов заключается в первую очередь в том, что работа социального педагога направлена прежде всего на детей и среду, в которой живет и развивается ребенок. Деятельность же специалиста по социальной работе направлена на все категории населения, и, следовательно, спектр его социальных услуг гораздо шире. Далее. Работа социального педагога связана с воспитанием и развитием ребенка и созданием условий, которые должны предупреждать асоциальное поведение детей. Деятельность же специалиста по социальной работе направлена в первую очередь на клиентов, имеющих какие-либо отклонения в физическом или психическом развитии, людей с асоциальным поведением, нуждающихся в помощи.
Однако многие сферы деятельности не могут быть жестко разграничены между специалистами социального профиля, большинство которых работают в пограничных и перекрещивающихся областях.
В настоящее время подготовку кадров для системы социальной защиты населения по специальности «социальная работа» ведут около 100 учебных заведений России, 5 средних специальных учебных заведений, более 30 профессионально-технических и медицинских училищ. В крупных региональных центрах созданы курсы повышения квалификации. Координацию работы по подготовке и переподготовке специалистов для социальной сферы осуществляет учебно-методическое объединение, созданное на базе МГСУ.
Педагогическая теория вооружает специалистов в области социальной работы профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных и социально-демографических групп, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики крайне необходимы при социальном обслуживании населения.
Каждая профессиональная деятельность имеет определенную технологию работы, которая должна точно и добросовестно соблюдаться различными исполнителями. Конечно, результаты их работы будут различными, но радикальных отличий не будет, как в случае, если технология отсутствует вообще.
Применение педагогических технологий в области социальной работы освобождает социального работника от произвольности в построении и реализации педагогического воздействия и дает возможность целеустремленно двигаться к прогнозируемому конечному результату при строгой обоснованности каждого компонента и этапов этого процесса.
Педагогические технологии, применяемые в области социальной работы, следует рассматривать как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса воспитательного воздействия, как совокупность методов, способов и средств достижения педагогических целей в системе социального обслуживания.
Итак, педагогическая технология требует инновационных подходов к ее реализации. Их можно сформулировать следующим образом:
- социально-педагогические методы представляют собой определенный социальный процесс и включают в себя множество разноуровневых элементов и факторов, в том числе скрытых, латентных, что обусловливает вероятностный характер педагогического результата;
- педагогику как социальный процесс можно рассматривать и оценивать с трех позиций: объектной, субъектной (деятельностной) и технологической. Технологическая модель педагогического процесса предполагает: ее расчленение на необходимое и достаточное множество социальных операций (действий), координацию этих действий и обеспечение условий их рационального выполнения, выбор оптимальных вариантов их осуществления;
- смысл технологизации педагогического процесса — обеспечение возможности для выбора оптимальных вариантов его осуществления, оптимальных обучающих и воспитательных воздействий;
- оптимизация педагогического процесса посредством его технологизации предполагает принципиальное расширение круга учитываемых переменных данного процесса, ибо оптимизация достигается путем направленного воздействия на эти переменные с целью достижения истинных знаний;
- целесообразно выделение следующих групп переменных воспитательного процесса: структурных переменных (содержание, форма, участники, масштаб педагогического процесса), динамических переменных (стадии, продолжительность, темп, ритм, направление, состояние, обратимость, интенциональность педагогического процесса); факторных переменных (источники, условия и обстоятельства педагогического процесса).
Таковы важнейшие предпосылки использования педагогических методов в социальной работе.