Лекция 3. Социально-педагогические технологии

ПЛАН:

1. Понятие социально-педагогической технологии.

2. Характеристика социально-педагогических технологий.

 

1. Понятие социально-педагогической технологии.Освоение технологии в любой сфере деятельности, ее последовательное применение на практике является важнейшим требованием к профессионалу, поэтому программа подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием в области социальной работы включает изучение технологии социально-педагогической работы.

Технология (от греч. techne искусство, мастерство, умение + logos учение) система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. В современном языке смысловое пространство понятия технологии значительно расширилось, и содержание понятия существенно обогатилось за счет включения в объект технологий социальных процессов.

Если в сфере материального производства понятие технологии утвердилось прочно, а ее многовековые традиции не вызывали никаких сомнений со стороны теоретиков и практиков, то технологизация социальной сферы, понятие «социальная технология» утвердилось не сразу. Еще в середине 70-х годов подвергалась сомнению сама возможность технологизации социальной сферы.

Одной из первых работ, в которой обстоятельно рассматривалось понятие «социальная технология», была монография болгарского ученого Николы Стефанова «Общественные науки и социальная технология», опубликованная на русском языке в 1976 г. Автор книги утверждал, что возможность технологизации социальных процессов обусловлена структурой человеческой деятельности, что смысл социальных технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию социальных отношений и процессов.

Размышления Н. Стефанова вызвали широкий отклик отечественных обществоведов и активизировали исследования проблем технологизации социальной сферы. Начиная со второй половины 70-х годов и фактически по настоящее время продолжается интенсивная научная разработка проблем, связанных с социальными технологиями. Анализ публикаций по этим вопросам свидетельствует, что социальные технологии находятся в центре внимания широкого круга научной общественности. Естественно, исходным пунктом научного исследования проблем социальной технологии является определение ее сущности.

Объектом и социальной технологии, и технологии социальной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней. Однако общий объект исследования определяет и обусловливает наличие органичных глубоких внутренних межпредметных взаимосвязей социальных технологий и технологий социальной работы.

Социальные технологии это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Технология социальной работы это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (схем, чертежей, диаграмм, карт).

Педагогическая технология конкретно реализуется в технологических процессах. Технологический процесспредставляет собой определенную систему технологических единиц, сориентированных на конкретный педагогический результат. Технологическими процессами в теории воспитания являются, например, методика организации коллектива, «коммунарская педагогика», организация внедрения единых требований, самоуправления, соревнования, системы воспитательной работы в школе или в классе.

Понятие "социально-педагогическая технология" в научной литературе появилось в 1990-х гг. и связано с введением в 1991 г. института социальной педагогики.

В теоретических работах А.С. Макаренко впервые были отражены различные социально-педагогические технологии работы с отдельными личностями и коллективами. Среди них такие как: формирование и развитие коллектива, управление воспитательной ролью коллектива, метод "взрыва", система перспективных линий.