Разработка и реализация антикризисной стратегии предприятия
Стратегия сокращения
Стратегия стабильности
(укрепление существующего бизнеса)
1) Пауза (намеренная приостановка увеличения сбыта, особенно в период наступления кризиса)
2) Осторожное продвижение (продвижение начатых программ в ожидании успеха)
3) Отсутствие изменений (замораживание ситуации,, прекращение перспективных инвестиций)
4) Снятие прибыли (прекращение текущих инвестиций в продукт)
Обусловлена необходимостью в перегруппировке сил:
1) После длительного периода роста
2) В случае спада и кардинальных изменений в экономике
Зачастую реализация данной стратегии оказывается не безболезненной для предприятия.
Типы:
1) Стратегия «сбора урожая». Применяется для бизнеса у которого нет будущего, при этом можно собрать «урожай» (сокращение производства, сокращение затрат на закупки, на раб.силу) и распродажа имущества.
2) Частичный отказ от операционной зависимости (в кадрах, сбыте, финансах).
3) Частичная распродажа активов (распродажа в доле УК, закрытие или продажа одного из подразделений с целью изменения границ ведения бизнеса на долгосрочной перспективе). Такую стратегию может позволить себе высоко диверсифицированная компания.
4) Банкротство (это может быть не только ликвидацией но и продажа, поэтому 4 и 5 рассматривается отдельно)
5) Ликвидация.
1 этап : формулирование целей и определение подцелей и критериев степени их достижения.
2 этап : диагностика финансового состояния предприятия и его возможностей. Используется: анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз (свот), оценка рыночного потенциала (анализ платежеспособного спроса), оценка производственных возможностей, оценка материальных ресурсов, оценка финансовых ресурсов, оценка трудовых ресурсов: численность, квалификация, наличие команды, корпоративного духа.
3 этап : анализ проблемного поля и определение ключевых проблем (которыми могут быть отсутствие стратегии и программы развития, целей, отсутствие эффективной системы управления финансами, слабая маркетинговая служба, неудовлетворительная система управления, недостатки в организации производства – длит.пр-ый цикл, высокая доля незавершенного пр-ва; дефицит специалистов)
4 этап : оценка инновационного потенциала для повышения эффективности и конкурентоспособности и решение выявленных проблем на основе реализации проектов.
Стратегические показатели деятельности предприятия: доля на рынке, объем продаж, размер прибыли, доходность акций и др.
Далее решается вопрос сможет ли предприятие выйти из кризиса, если может то миссия не корректируется, если нет то …
При реализации антикризисной стратегии необходимо выполнение следующих задач:
1) Доведение новой стратегии до сотрудников
2) Приведение орг.структуры, ресурсов и стиля управления в соответствии с реализуемой антикризисной стратегией.
Выделяют 3 группы основных способов повышения эффективности:
1) За счет управленческих решений, реализующих уже имеющиеся резервы и пр-ый потенциал
2) За счет структурных изменений (реструктуризация)
3) За счет инноваций