Провозглашение КНР. Особенности конституционного развития Китая во второй половине ХХ го века.

Победа народной революции в 1949 г., одержанная под руководством КПК, завершила решение задач, стоявших еще перед революцией 1925-1927 гг. – объединение страны, ликвидация империалистического присутствия и переход к экономическому развитию страны, что завещал Сунь Ятсен, а также отрыла пути для проведения в Китае давно назревших реформ. Необходимо, в частности было создать законодательный орган в лице Всекитайского собрания народных представителей и орган единого фронта – Народного политического консультативный совет. Период 1956-1957 гг. выразился в разрушительной политике «большого скачка», «народных коммун», «культурной революции» под лозунгом «классовая борьба решает все», приведшей Китай на грань краха. Лишь после VIII пленума ЦК КПК 11 созыва, в декабре 1978 г. наметилась политика осуществления реформ, способных возродить Китай и связанных с именем Дэн Сяопина. В поисках путей духовного оздоровления нации китайское руководство тогда обратилось к конфуцианству.

Семейный подряд в деревне позволил накормить страну, так как были сняты ограничения на рыночные отношения и на подсобные промыслы. Все это способствовало подъему экономики. Весьма важным свойством реформы была ее постепенность. Китайское руководство большое значение придавало планированию реформ и приступало к претворению на практике теоретических идей осторожно, реализуя их сначала в масштабах отдельной волости, уезда провинции или отдельного предприятия(отрасли экономики), следуя пословице : « Переходя вброд через поток – не спеши, а иди, ощупывая ногой следующий камень, на который ты должен встать».

Авторы китайских реформ начала ХХ века и современные вожди КПК несмотря на расхождения во взглядах на методы возрождения Китая поразительно внимательно относились к философской традиции Китая. Как отмечают отечественные историки, под влиянием уравнительных социальных утопий многочисленных крестьянских восстаний случавшихся еще во времена легендарного императора Ци Шихуана (227-203 гг до н.э.) и у лидера движения за реформы конца ХIX Канн Ювэя, и у китайского демократа Сунь Ятсена звучал призыв к созданию в Китае идеального общества Великого Единения – Да тун. Об этом же общественном идеале не раз говорил и Мао Цзэдун. Дэн Сяопин заимствовал идею «сяо кан» - «малого благоденствия» или «необходимого достатка» как длительного переходного этапа к обществу Великого Единения. Мао Цзэдун в работе «О новой демократии» развивал «три народных принципа» Сунь Ятсена применительно к обстановке начала 40-х годов в Китае и подобно последнему указывал, что «Поднебесная» принадлежит всем людям ее населяющим. Современные ученые конституционалисты Китая также наряду с осторожным использованием идей западных юристов хранят верность конфуцианскому началу в современном конституционном праве и всячески акцентируют внимание на основной задаче этой отрасли: установлении гармонии между обществом и государством. Так же, как и их предшественники – реформаторы и революционеры, современные китайские авторы подчеркивают, что китайцы – народ древней, совершенной культуры, дети императора Хуанди, которые даже время отсчитывают от даты его рождения.

То , что на ХV съезде КПК подчеркивалась воспитательная и , руководящая роль КПК созвучно учению Сунь Ятсена о трех периодах в развитии политической жизни страны: периода военного руководства, периода политической опеки со стороны партии, и лишь затем – периода конституционного правления.

Еще одной важной в конституционно-правовом аспекте традицией, объединявшей Канн Ювэя, Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и современных китайских руководителей является традиция прагматического подхода к заимствованию иностранного опыта по принципу «китайское – основное, существенное, а западное – лишь для использования». Еще Канн Ювэй, изучая труды Конфуция, особое значение придавал заложенным в нем идеям периодического обновления государственного строя, для которого может пригодиться зарубежный опыт.

Нельзя не упомянуть и о таком важном элементе традиционной философии Китая, как идея поэтапного достижения Китаем периода «Великого Единения» через период «малого благоденствия». Мао Цзэдун еще в 1949 г писал о том, что Канн Ювэй и Сунь Ятсен искали идеальное общество Великого Единения на Западе, но не нашли правильного пути к нему. Этот путь по мысли Мао Цзэдуна, был открыт КПК, указавшей на необходимость следовать по пути Октябрьской революции в России.

Особенности структуры и содержания Конституции 4 декабря 1982 г..

 

За более чем 60 лет своего существования в КНР конституции принимались четыре раза – в 1954, 1975, 1978 и 1982 гг. До принятия в 1954 г. первой Конституции КНР функции временной конституции выполняли Общая программа Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) – высшего органа китайской революции, принявшего на себя функции парламента, и ряд других законодательных актов, в том числе Закон об организации Центрального народного правительства, принятый в сентябре 1949 г. пленарной сессией НПКСК. В этих документах КНР провозглашалась «государством новой демократии», которое «ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая»[5]. Основным положениям Общей программы НПКСК была придана юридическая сила первой Конституцией КНР 1954 г.

Действующая Конституция КНР 1982 г. состоит из введения и 138 статей, объединенных в четыре главы.

В качестве одной из особенностей структуры Конституции КНР 1982 г. стоит отметить наличие введения. Оно представляет собой краткое повествование об историческом пути, пройденном народом, в котором отмечены основные этапы национально-освободительной и революционной борьбы китайского народа и дана характеристика современного китайского государства.

Глава 1 «Общие положения» содержит характеристику государственного строя КНР как социалистического, роли государства и народа, принципов деятельности государственных органов, основ экономической системы, развития науки, культуры спорта.

Глава 2. «Основные права и обязанности граждан». В ней закреплены как традиционные для Китая нормы о праве на труд, отдых и образование, так и специфические, вытекающие из особенностей недавней истории Китая (периода «культурной революции»): запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям.

Глава 3. «Государственная структура» наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов. Ее главная особенность заключается в отказе от принципа разделения властей. Считается, что вся государственная власть должна принадлежать органу представительства народа типа Советов – Собранию народных представителей.

Глава 4. «Государственный флаг, Государственный герб и Столица».

Данный документ называют конституцией «модернизированного социализма». Ей предшествовали первая Конституция КНР 1954 г., 1975 г. (принятая в период «Культурной революции»), а также Конституция 1978 г. (ее рассматривали как временную, и именовали Конституцией четырех модернизаций). Действующая Конституция уже четырежды была подвергнута реформированию. В общей сложности была внесена 31 поправка. По оценкам китайских авторов данные изменения отражают трансформацию отношения КПК ко многим общественным явлениям, имеющим значение для развития конституционного права. Эта трансформация обусловлена движением китайского государства по пути политики «Реформ и Открытости». Упомянутые изменения сопровождают процесс постепенных экономических реформ, преобразующих социалистическую модель экономики в иную, представляющую собой соединение социалистических элементов с элементами рыночной экономики.

Особенности содержания Конституции 1982 г.

  • Конституция устанавливает основы политической системы КНР, особо подчеркивая роль КПК в руководстве народами всех национальностей Китая. На конституционном уровне закрепляется идеологическая вооруженность КПК идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и так называемой идеей «трех представительств» которая означает, что партия представляет весь китайский народ, все производительные силы страны, а также высокую культуру Китая.
  • В Конституции закреплено наличие широкого патриотического Единого фронта, в который под руководством КПК входят некоммунистические демократические партии (их в КНР - 8) и многочисленные общественные «народные» организации (к настоящему моменту – более 2000). Руководящая роль КПК в государстве и обществе определяется в Конституции как основная предпосылка реализации главной задачи государства на современном этапе - постепенному осуществлению модернизации промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и техники и продвижению гармоничному развитию материальной, политической и духовной культуры.[6]
  • В Конституции уделено большое внимание определению целей и принципов внешней политики китайского государства, а также механизма их реализации. В Конституции предусмотрены пять основных принципов внешней политики КНР:

1. Взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности;

2. Взаимное ненападение;

3. Невмешательство во внутренние дела друг друга;

4. Равенство и взаимная выгода

5. Мирное сосуществование.

Важнейшим направлением внешнеполитической деятельности КНР считается работа с зарубежными соотечественниками (хуацяо – китайцами, проживающими за границей). В соответствии со ст. 50 КНР «охраняет надлежащие права и интересы китайцев, проживающих за границей, законные права и интересы китайцев репатриантов и членов семей китайцев, проживающих за границей».

· Конституция предусматривает создание в КНР «особых административных районов» (ст.31, п.13 ст.62), правовой статус которых определяется специальными законами. Статус особых административных районов получили бывшие колонии – Гонконг (Сянган) и Макао (Аомынь). Тайвань рассматривается как «часть священной территории Китайской Народной Республики». Воссоединение Тайваня с материковой частью Китая определяется как важнейшая общенациональная задача, как «священный долг» всего китайского народа. Руководство КНР реализует концепцию «одно государство – две системы».

· Следуя социалистической конституционной традиции, авторы Конституции закрепляют институт основ социалистического общественно-политического, а не конституционного строя, как в западных конституциях. Основной строй КНР – социалистический, вся власть в КНР принадлежит народу; руководящая и направляющая сила китайского общества КПК, ее установки на основе решений ВСНП становятся законами и решениями государства; закрепляется социалистическая экономическая система( основной вид собственности – социалистическая, хотя признается и частная).

· Весьма заметной особенностью действующей конституцией КНР и, пожалуй, наиболее примечательной характеристикой социализма с «китайской спецификой» являются положения об экономической системе КНР (ст.6-18) Конституции.

Во-первых закреплена множественность форм собственности, но они неравноправны между собой. Основой социалистической экономической системы является социалистическая общественная собственность на средства производства. Она выступает в формах общенародной собственности и коллективной собственности трудящихся масс, ликвидируется система эксплуатации человека человеком, осуществляется принцип от каждого – по способностям, каждому - по труду. Сектор экономики, основанный на государственной собственности, определяется как «руководящая сила в народном хозяйстве».

Во-вторых в экономике КНР закрепляется существование «необщественного сектора», который включает индивидуальные и частные хозяйства. Признается частная собственность, хотя ведущая роль по-прежнему закреплена за государственной.

В-третьих государство берет на себя обязательства защите законных прав и интересов частного сектора экономики а, не только поддерживает и направляет развитие необщественного сектора экономики (ст.11).

В-четвертых, в Конституция предусматривает выплату компенсации собственнику земли в случае ее изъятия или реквизиции для общественных нужд и на основании закона (ст.10).

В-пятых, принцип государственного макрорегулирования в настоящее время заменил собой ранее существовавший конституционный принцип всеобъемлющего планирования (согласно ст. 15 экономика КНР развивается на основе сочетания рынка и государственного макрорегулирования.), и в новой редакции Конституции были устранены все положения, касающиеся плановой экономики.

В-шестых, в качестве конституционного был провозглашен принцип расширения хозяйственной самостоятельности предприятий при условии подчинения их единому руководству со стороны государства. Государство допускает частный сектор в экономике, но при условии, что он будет служить общественным интересам, играть дополнительную роль по отношению к социалистическому сектору.

В-седьмых, конституционно урегулирована и отрытая внешнеэкономическая политика китайского государства, направленная на широкое привлечение иностранного капитала в экономику страны.

  • В китайской конституционной доктрине отсутствует принцип разделения властей. Вся власть должна принадлежать органу представительства народа – собранию народных представителей (китайский вариант Совета). В КНР существует единая соподчиненная пирамида собраний народных представителей, причем нижестоящие формируют вышестоящие, соответственно выборы в КНР являются многостепенными, а не прямыми.
  • Конституция 1982 г. восстановила важнейшие права автономных территориальных образований, ранее провозглашенных в Конституции 1954 г., а также закрепила положение о том, что «председатели автономных районов, начальники автономных округов и автономных уездов должны быть гражданами тех национальностей, которые осуществляют районную автономию» (ст. 114).
  • Конституционный статус личности в КНР базируется на социалистической доктрине прав человека и вместе с тем отражает традиционные китайские моральные воззрения коллективистского характера. Отрицается концепция «естественных прав»: права и свободы предоставляются гражданам КНР только самим социалистическим государством и только государство определяет перечень и объем этих прав и свобод.

.

Отсутствуют такие права и свободы, как право на жизнь, свобода мысли, свобода передвижения и выбора места жительства. Ряд конституционных обязанностей сформулированы в виде общих принципов и носят моральный характер. Например, имеются в виду следующие обязанности: защищать честь и интересы родины, уважать нормы общественной морали; обязанность трудящихся относиться к своему труду как относятся хозяева страны (ст.42), соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали, беречь общественную собственность, охранять безопасность, честь и интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию, при этом воинская служба и участие в народном ополчении является почетной обязанностью граждан; защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны; платить налоги.

Есть несколько прав-обязанностей. Например, праву на образование соответствует конституционная обязанность учиться, а праву на труд – почетная обязанность всех трудоспособных – трудиться.

Специфическая китайская обязанность – обязанность супругов «осуществлять политику планирования рождаемости» (ст.49) Городской семье разрешается иметь не более одного ребенка, а в сельской местности – не более двух (для неханьских народностей эта норма несколько выше). Объясняется существование данной нормы экономическими причинами. Считается, что быстрые темпы роста населения препятствуют обеспечению ему достойного жизненного уровня. ВНП Китая остается низким. Более 25% прироста национального дохода приходится отдавать на нужды нового поколения, что препятствует интенсивному развитию народного хозяйства.

Конституцией также установлено, что граждане КНР, осуществляя свои права и свободы, не должны наносить ущерб интересам государства, общества и коллектива, законным свободам и правам других граждан (ст.51).