Особенности многомерной организации
Современные организационные структуры
В информационном обществе действует принцип: “каждый должен знать (уметь) столько обо всем, чтобы быть независимым в своем взаимодействии с другими.
Структуры информационного общества
Прогресс информатики разрушил замкнутость организации и сделал малоэффективными те из них, которые использовали механистические структуры.
В результате произошло существенное сближение производителя с потребителем. Конкретный рынок, в дополнение к конкретному потребителю стал определять структуру организации.
К структурам нового типа относятся:
· Эдхократические
· Многомерные
· Партисипативные
· Ориентированные на рынок
· Организации предпринимательского типа
Эдхократические структуры используются в следующих случаях:
- работа в областях с высокой или сложной технологией
- работники являются высококвалифицированными экспертами в совей области, могут коммуницировать друг с другом на высоком уровне
- преобладают неформальные и горизонтальные связи, структура имеет органическую структура и четко не определена
- право принятия решения основаны на экспертных знаниях, финансовый контроль осуществляется сверху
- система вознаграждения строится на основе вклада работника, его компетентности и степени участия в работе,
- вознаграждения носят групповой характер
Структура эдхократической организации имеет вид схемы концентрической формы.
Круг для такой организации является символом того, что все усилия работника ведут к одному успеху компании. В ней ценности (в первую очередь, компетентность работников) не ранжируются по уровням.
Формальности нетитпичны для этой организации и сводятся в ней до минимума. Нет четкой иерархии, в такой организации часто трудно отличить рабочего от менеджера.
Контроль поддерживается установлением напряженных целей. Средства достижения выбираются самими исполнителями. Каждый отвечает за свои действия и вознаграждается тот, кто добивается успеха
1. Основой является автономная рабочая группа, выполняющая три задачи:
- обеспечение производственной деятельности необходимыми ресурсами;
- производство для конкретного потребителя, рынка или территории продукта или услуги;
- обслуживание конкретного потребителя, развитие или проникновение на конкретный рынок, проведение операции в пределах определенной территории
Преимущества многомерной организации:
1. Отсутствует проблема двойного подчинения как в матричных структурах, так как отношения членов автономной группы с руководством организации и ее другими подразделениями ничем не отличаются от отношений с посторонними клиентами
2. Бюджеты подразделений разрабатываются самими подразделениями, руководство только инвестирует средства и дает деньги взаймы
3.Есть возможность проведения безболезненных реорганизаций путем перераспределения ресурсов.