Станочное зацепление

Станочное зацепление – зацепление заготовки и инструмента.

Параметры, относящиеся к инструменту, имеют индекс ‘o

eo – ширина впадины инструмента по делительной прямой,

sо – толщина зуба инструмента по делительной прямой.

У инструмента всегда eo = so, rwo = r.

В станочном зацеплении начальная окружность всегда совпадает с делительной окружностью, т.к. необходимо перенести с инструмента стандартные параметры: шаг р, модуль m и угол профиля a. Эти стандартные параметры имеют место на делительной окружности или на прямой, параллельной делительной прямой.

По отношению к делительной окружности заготовки, делительная прямая может занимать следующие положения:

1. инструмент отодвигается от центра заготовки и между делительной окружностью заготовки и делительной прямой инструмента имеет место смещение х.m, где х – коэффициент смещения инструмента, который имеет знак.

В рассматриваемом случае x>0, xm>0 – нарезается положительное зубчатое колесо.

Прямая инструмента, касательная к делительной окружности заготовки – станочно-начальная прямая.

2. делительная прямая инструмента является станочно-начальной прямой, т.е. касается делительной окружности. х=0, хm=0 – нулевое зубчатое колесо.

3. при смещении инструмента к центру заготовки, между делительной прямой и делительной окружностью смещение xm<0, x<0 – отрицательное зубчатое колесо.

Коэффициент изменения толщины зуба Δ:

 

Δ=2.x.tga

 

 

 

где xmin – минимальный коэффициент смещения инструмента, при котором наступает подрез зуба.

Если В1 выйдет за N, то будет подрез ( В1 – точка пересечения граничной прямой рейки с линией зацепления, а N – точка касания линии зацепления с основной окружностью).

 

zmin – минимальное количество зубьев нулевого зубчатого колеса, которое можно нарезать без подреза.

где a = 20о , ha* = 1.

Т.к. z должно быть целым, при zmin = 18 гарантировано, что подреза не будет.

 

Основные расчетные зависимости для определения параметров зубчатого колеса, исходя из схемы станочного зацепления

1. Радиус окружности вершин ra.

ra = r + xm + ha*m – Δуm

Δуm – уравнительное смещение инструмента (расстояние между граничной прямой инструмента и окружностью вершин заготовки).

Δу вводится в расчет для того, чтобы при создании зубчатой передачи с колесами z1 и z2 было бы обеспечено зацепление этих колес без бокового зазора при стандартном радиальном зазоре.

2. Радиус окружности впадин rf.

rf = r – ha*m – c*m + xm

3. Определение высоты зуба.

h = ra – rf = 2 ha*m + c*m – Δуm

4. Определение коэффициента изменения толщины зуба.

Δ=2.x.tga