ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА

 

Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Вследствие этого он очень быстро, причем часто необдуманно, реагирует на внешнее воздействие. Холерик нетерпелив, и если увлечется, то его трудно остановить. Ожидание способно вывести его из себя. Он проявляет порывистость, резкость движений и необузданность.
Сила нервной системы позволяет холерику в критические моменты работать долго и неудержимо. В это время его способность к концентрации сил очень высока. Однако неуравновешенность нервных процессов холерика предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но, как только силы истощаются, холерик дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появля­ются раздражение, плохое настроение, упадок сил, вялость. Чере­дование положительных циклов подъема настроения и энергич­ности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловлива­ют неровность поведения и самочувствия, повышенную подвер­женность невротическим срывам и конфликтам. Вообще непостоянство — характерная черта холерика. То он чересчур разговор­чив — не остановить, то слишком молчалив. Предсказать, как поведет себя холерик в новой обстановке, очень трудно.

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он любит шутку, часто становится заводилой, душой компании. Под­вижность нервной системы обусловливает изменчивость его чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко вступающий в контакт с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Сангвиник — продуктивный деятель, но лишь тог­да, когда много интересных ему дел, т.е. при постоянном возбуж­дении. В противном случае он становится скучным, вялым, отвле­кается. Сангвиник легко переключается с одного дела на другое. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. действует активно, сохраняет самообладание.

Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инерт­ной нервной системой. Вследствие этого на внешнее воздействие реагирует медленно, неразговорчив. Эмоционально уравновешен, его трудно рассердить, развеселить. Настроение стабильное, ров­ное. Даже при серьезных неприятностях флегматик остается внеш­не спокойным. Флегматик обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражи­телям, но не способен быстро реагировать в неожиданных труд­ных ситуациях. Он предпочитает завершить одно дело и только потом браться за другое. Флегматик — стратег, поэтому он посто­янно сверяет свой действия с перспективой. Флегматик прочно запоминает все усвоенное; с трудом отказывается от выработан­ных навыков и стереотипов; не любит менять привычки, распоря­док жизни, работу и друзей. Он трудно и медленно приспосабли­вается к новым условиям; нередко долго колеблется, принимая решение, но, в отличие от меланхолика, обходится без посторон­ней помощи.

Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладаю­щий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражите­лям, а сильный раздражитель может вызвать срыв, «стопор», рас­терянность, «стресс кролика». Именно поэтому в стрессовых си­туациях (экзамен, соревнование, опасность) результаты деятель­ности меланхолика могут ухудшаться по сравнению со спокойной привычной обстановкой. Его повышенная чувствительность при­водит к быстрому утомлению и падению работоспособности (тре­буется довольно продолжительный отдых). Даже незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Его настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, внешне не проявлять свои чувства, не рассказывать о своих переживаниях, хотя и склонен отдаваться им. Он часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические расстрой­ства. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, ме­ланхолики нередко имеют ярко выраженные художественные и интеллектуальные способности.

 

34. характер –это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках.

 

Природное и приобретенное в характере

Характер не наследуется и не является чем-то прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается: под влиянием окружающей среды; жизненного опыта человека; его воспитания.

 

Влияния эти являются:

общественно-историческими – каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием. Каждая общественно-историческая эпоха формирует черты характера, типичные для этой эпохи; индивидуально – своеобразными – условия жизни и деятельности каждого отдельного человека, его жизненный путь своеобразен и неповторим. У каждого человека в ходе жизни и деятельности формируются и развиваются также индивидуальные черты характера.

 

Поэтому характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического.

Хотя характер не врожден, тем не менее, на его формирование оказывают большое влияние особенности природной организации человека: тип высшей нервной деятельности (сильный или слабый) и особенности нервных процессов: уравновешенность, сила, подвижность, что окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность. Два человека могут иметь одинаковые убеждения, но один горячий, порывистый, а другой – спокойный, рассудительный. Кроме типа высшей нервной деятельности, на характер влияют и другие особенности организма человека. Точно установлено, что любые расстройства сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной систем резко сказываются на характере человека.

 

Свойства характера

Полнота характера – разновидность стремлений и увлечений человека, разнообразие деятельности. Такие люди отличаются внутренним богатством и активностью. Цельность характера – единство психического склада человека, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела. Определенность характера – выражается в устойчивости поведения, которое соответствует сложившимся убеждениям, основной направленности. О таком человеке можно заранее сказать, как он поступит в той или иной ситуации. Сила характера – это энергия, с которой человек преследует поставленные перед собой цели; способность преодолевать трудности и препятствия. Твердость характера – она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений.Уравновешенность характера – соотношение сдержанности и активности, ровность поведения.

 

Черты характера

Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера принято делить на две основные группы. Первую группу составляют те черты характера, в которых выраженанаправленность личности, т.е. система отношений к действительности:

а) черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие и др.);

б) черты, проявляющиеся по отношению к другим (тактичность, вежливость, чуткость и др.);

в) черты, проявляющиеся к самому себе (самокритичность, скромность, гордость, самоуважение и др.);

г) черты, проявляющиеся по отношению к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.).

Вторая группа – волевые черты характера, которые отражают способность человека совершать сознательные действия, требующие преодоления внешних и внутренних трудностей. К волевым чертам характера относятся: целеустремленность, самосостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, терпение, самообладание.

 

Типология характеров,как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей. Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.

Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей.

1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.

2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.

3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы. Значительное влияние на исследования характера оказала физиогномика (от греч. physis — природа, gnomon — знающий) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности; Хиромантия (от греч. cheir — рука и manteia — гадание, пророчество) — это система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Научная психология отвергает хиромантию, однако изучение пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики, которая может быть поставлена в один ряд с конституциональным направлением характерологии, представителем которого является Э.Кречмер.

Типология характеров:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека и не являются случайными.

Э. Фром «Типология личности»
Социальный характер – это форма связи индивида и социума, ядро структуры характера, которая присуща большинству членов одной и той же культуры.
Типы характера:

1. Рецептивный. Представители данного типа открыто зависимы, главная задача быть любимыми, а не любить, пассивны, доверчивы, сентиментальны. Приспособление человека к данному социуму, как человек приспосабливается к данной среде обитания.

2. Эксплуатирующий тип. Берут все, что им нужно силой и изобретательностью, самонадеятельные, не способны к творчеству.

3. Накапливающий тип. Пытается обладать как можно большим количеством материальных благ, властью. Предусмотрительность, сдержанность.

4. Рыночный тип. Исходит из убеждений, что личность – это товар, который можно продать.

5. Продуктивный тип. Это тип независимый, честный, спокойный, любящий, совершающий социально полезные поступки, творческий.
Классификация характера с точки зрения медицины (дезадаптивные клинические типы характера)

 

1. мазохист – садист (рецептивный): склонен к чрезмерному насилию, страданию;

2. разрушитель: разрушительность, как средство преодоления проблем (н. революционер);

3. конформист – автомат: не имеет своего голоса, своего «Я».


Социальный характер в отличие от индивидуального определяется общей судьбой целого поколения, т. е. специфич. социально-экономическими условиями, которые имели четкое начало и конец и повлияли на характер.Неплодотворный характер, Плодотворный, рецептивный, эксплуатирующий


Плодотворность – реализация человека присущих ему возможностей – это самореализация.
в плодотворном труде

в плодотворной любви
в плодотворном


Каждая черта характера представляет собой отношение личности к действительности, но ни каждое отношение становится чертой характера. Характер определяется так же идеями (мировоззрениями), целями и стилем деятельности. Характер зависит от эмоционально волевой и интеллектуальной сферы личности.
^ Ананьев выделял 3 черты характера:

1. цельность – (противоположность – раздробленность) определяется степенью внутренней противоречивости личности;

2. сила характера – слабость;

3. полнота характера (масштабность)

35.Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-типологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

Для того, чтобы лучше разобраться в понятии "способности" рассмотрим три известных подхода к этому вопросу:


1. Житейский подход. В обыденных разговорах люди часто употребляют термин "способности" как по отношению к человеку, так и относительно различных предметов. Например, когда говорим, что "самолет способен летать", мы используем данный термин для обозначения определенного свойства, качества. Тот же смысл вкладывается, когда мы говорим кому-либо о поразивших нас способностях человека: быстрый счет, воспроизведение мелодии, искусная работа. Таким образом, в житейской, обыденной практике под способностями мы понимаем любые умения, навыки человека, которыми он обладает, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными, элементарными или сложными.

^ 2. Этимологический подход. В толковых словарях русского языка термин "способный" чаще всего связывается с другими терминами – "одаренный", "талантливый". Из этого видно, что способность имеет разную степень выраженности и определяется через соотношение с успехом в деятельности.

3.Научный подход к понятию "способности" отличается от вышеприведенных более узким значением. В науке способности классифицируются на:

· врожденные (от задатков),

· приобретенные (от знаний, умений, навыков).
При этом способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционная особенность психической деятельности индивида.

 

ВИДЫ И СТРУКТУРА И СПОСОБНОСТЕЙ
В отечественной и зарубежной психологии имеются разные толкования видов и структуры способностей.

1. Наиболее общепринятым считается выделение способностей по видам деятельности. Исходя из этого, способности – это устойчивые свойства людей, которые определяют успехи, достигнутые ими в различных видах деятельности.
Существуют:

· музыкальные,математические, литературные,артистические,инженерные,организационные и множество других способностей.


Существуют также способности к приобретению знаний, которые определяются скоростью и качеством освоения человеком знаний и умений. Способность к той или иной деятельности может определить устремленность личности к тем или иным видам деятельности и будет проявляться в виде склонностей.

Наряду с этим у каждого человека имеются особенности, неблагоприятные для отдельных видов деятельности. Не существует хороших или плохих способностей, существует способность или неспособность индивида к той или иной деятельности.

2. В другом подходе к структуре выделяется с точки зрения развитиядва вида способностей: потенциальные и актуальные.