Мыслительные операции
Фазы мыслительного процесса
Логические формы мышления
Вопросы есть в лекциях!
32.Мышление – это психический процесс опосредованного отражения и преобразования информации об объектах и отношениях между ними, раскрывающий их сущность. Это высшая форма познавательной деятельности.
Основные функции:
1. Познание недоступного непосредственному восприятию.
2. Систематизация знаний и опыта.
3. Обеспечение целостности психической жизни человека во времени.
4. Участие в регуляции поведения и деятельности.
5. Обеспечение связи между индивидуальными и общественным опытом и знаниями.
Единицей мышления является понятие.
Понятие – это обобщенное знание о группе однородных объектов, объединенных характерными для них всех признаками.
Суждение – 1) логическом – это высказывание, устанавливающее связь между 2-мя понятиями.
2) психологическом объективном – это отражение отношений между объектами, существующих в реальной действительности.
3) психологическом субъективном – это установление отношения субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете других людей.
По уровню обобщенности различают суждение общие, частные и единичные.
Когда же объективно или субъективно возникает необходимость критики суждения, проверки его истинности, то человек прибегает к рассуждению.
Проблемная ситуация – это положение, при котором возникающие новые цели не могут быть достигнуты известными способами и средствами деятельности.
Постановка задачи.
Решение задачи.
Исполнение решения.
Стратегии при решении задач:
Рациональный перебор;
Случайный перебор (метод проб и ошибок);
Систематический перебор.
Проходя различные фазы в своем развитии, мысль, отливаясь в понятия, суждения, умозаключения, обоснования, использует для понимания сущности вещей определенные приемы. Эти приемы, позволяющие вскрыть не данные в восприятии свойства и соотношения предметов и явлений, можно охарактеризовать как операции с понятиями.
Виды мыслительных операций (психологический аспект)
I. По направленности процесса.
1. Анализ.
2. Синтез.
II. По виду связи между понятиями.
1. Сравнение:
А) по сходству;
Б) по различию.
2. Группировка:
А) объединение (интегрирование, основная типологизация);
Б) разъединение (дифференцирование, классификация).
3. Отвлечение от реального:
А) абстрагирование;
Б) конкретизация.
4. Выделение существенного:
А) обобщение;
Б) разобщение.
Анализ – расчленение целого на части. Анализу подвергаются свойства объектов, их отношение и связи. Мыслительный анализ допускает членение, которое в реальности нельзя.
Синтез – это процесс объединения и обобщения выделенных анализом частей целого.
Сравнение – процедура установления сходства или различия между объектами путем их сопоставления и соотнесения друг с другом.
Группировка – комплектование множеств объектов по каким – либо признакам (критериям). Группировка может производиться как по наличию признака, так и по его отсутствию.
Отвлечение от реального – это процесс и способность отрешения субъекта от каких – либо свойств, характеристик, присущих объектам действительности. Полюсами этой способности выступают абстрагирование и конкретизация.
Абстрагирование – это выделение из всей совокупности сторон объекта какой – то одной (или нескольких) при отвлечении (мысленном игнорировании) остальных.
Конкретизация – это обращение к реальным совокупностям свойств объекта, данным нам в непосредственном познании во всей своей полноте. Это применение обобщенного знания к отдельному конкретному случаю.
Выделение существенного – это нахождение наиболее характерных для группы объектов свойств, определяющих их важнейшие качественные характеристики. Определение существенного сопровождается отбрасыванием специфических, особенных, единичных признаков.