Мыслительные операции

Фазы мыслительного процесса

Логические формы мышления

Вопросы есть в лекциях!

32.Мышление – это психический процесс опосредованного отражения и преобразования информации об объектах и отношениях между ними, раскрывающий их сущность. Это высшая форма познавательной деятельности.

Основные функции:

1. Познание недоступного непосредственному восприятию.

2. Систематизация знаний и опыта.

3. Обеспечение целостности психической жизни человека во времени.

4. Участие в регуляции поведения и деятельности.

5. Обеспечение связи между индивидуальными и общественным опытом и знаниями.

Единицей мышления является понятие.

Понятие – это обобщенное знание о группе однородных объектов, объединенных характерными для них всех признаками.

Суждение – 1) логическом – это высказывание, устанавливающее связь между 2-мя понятиями.

2) психологическом объективном – это отражение отношений между объектами, существующих в реальной действительности.

3) психологическом субъективном – это установление отношения субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете других людей.

По уровню обобщенности различают суждение общие, частные и единичные.

Когда же объективно или субъективно возникает необходимость критики суждения, проверки его истинности, то человек прибегает к рассуждению.

Проблемная ситуация – это положение, при котором возникающие новые цели не могут быть достигнуты известными способами и средствами деятельности.

Постановка задачи.

Решение задачи.

Исполнение решения.

Стратегии при решении задач:

Рациональный перебор;

Случайный перебор (метод проб и ошибок);

Систематический перебор.

Проходя различные фазы в своем развитии, мысль, отливаясь в понятия, суждения, умозаключения, обоснования, использует для понимания сущности вещей определенные приемы. Эти приемы, позволяющие вскрыть не данные в восприятии свойства и соотношения предметов и явлений, можно охарактеризовать как операции с понятиями.

Виды мыслительных операций (психологический аспект)

I. По направленности процесса.

1. Анализ.

2. Синтез.

II. По виду связи между понятиями.

1. Сравнение:

А) по сходству;

Б) по различию.

2. Группировка:

А) объединение (интегрирование, основная типологизация);

Б) разъединение (дифференцирование, классификация).

3. Отвлечение от реального:

А) абстрагирование;

Б) конкретизация.

4. Выделение существенного:

А) обобщение;

Б) разобщение.

Анализ – расчленение целого на части. Анализу подвергаются свойства объектов, их отношение и связи. Мыслительный анализ допускает членение, которое в реальности нельзя.

Синтез – это процесс объединения и обобщения выделенных анализом частей целого.

Сравнение – процедура установления сходства или различия между объектами путем их сопоставления и соотнесения друг с другом.

Группировка – комплектование множеств объектов по каким – либо признакам (критериям). Группировка может производиться как по наличию признака, так и по его отсутствию.

Отвлечение от реального – это процесс и способность отрешения субъекта от каких – либо свойств, характеристик, присущих объектам действительности. Полюсами этой способности выступают абстрагирование и конкретизация.

Абстрагирование – это выделение из всей совокупности сторон объекта какой – то одной (или нескольких) при отвлечении (мысленном игнорировании) остальных.

Конкретизация – это обращение к реальным совокупностям свойств объекта, данным нам в непосредственном познании во всей своей полноте. Это применение обобщенного знания к отдельному конкретному случаю.

Выделение существенного – это нахождение наиболее характерных для группы объектов свойств, определяющих их важнейшие качественные характеристики. Определение существенного сопровождается отбрасыванием специфических, особенных, единичных признаков.