Автоматизированные формы ведения учета

Таблица 11

Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета

Таблица 10

Таблица 8

Таблица 7

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, р.
1 . Возвращены подотчетные деньги
2. Получены деньги из банка в кассу
3. Выдана заработная плата
4. Выдано подотчет
Итого    
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, р.
1. Получены деньги от покупателей на расчетный счет
2. Оплачен счет поставщика
3. Частично погашен кредит банка
4. Деньги из кассы сданы в банк
Итого    

 

3. Итоговые данные мемориальных ордеров в конце месяца записываются в хронологическом порядке в регистрационный журнал (табл. 9). Итоговая сумма по регистрационному журналу должна быть равна сумме дебетовых и кредитовых оборотов по всем синтетическим счетам.

Таблица 9

№ мемориального ордера Дата заполнения ордера Сумма, р.
2.02
2.02
... ...
... ...
... ... ...
... ... ...
... ... ...
Итого за январь   ...

 

4. Данные из мемориальных ордеров разносят по счетам Главной книги, например по счету 50 «Касса» (табл. 10). Обороты по Главной книге сравнивают с итоговой суммой всех мемориальных ордеров в регистрационном журнале. Если обороты совпали, значит проводки по синтетическим счетам разнесены правильно.

Дата № м/о Кредит счета 50 Итого Дата № м/о Дебет счета 50 Итого
... ...
02.02   02.02  
                       
Итого ... ... ... ... Итого ... ... ... ...

 

5. На основании Главной книги составляются шахматная и оборотная ведомости. Производится шахматная ведомость, содержащая данные мемориальных ордеров № 1 и 2.

6. По данным Главной книги и оборотной ведомости заполняют баланс предприятия за отчетный период.

К достоинствам мемориально-ордерной формы ведения учета можно отнести простоту заполнения учетных регистров, легкость проверки правильности отражения операций, возможность исправления ошибок при сверке данных. Недостатками можно считать многократность записи одной и той же суммы в разных регистрах, что приводит к усложнению работы и увеличению вероятности ошибок, а также отставание аналитического учета от синтетического и сложность составления отчетности.

Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета применяется на небольших предприятиях с незначительным числом хозяйственных операций.

При упрощенной форме ведения бухгалтерского учета на основе первичных документов ведется Книга учета хозяйственных операций (табл. 11), в которой отражаются остатки по счетам на начало года. В течение года в книге регистрируются все хозяйственные операции, которые одновременно отражаются на счетах бухгалтерского учета. В книге учета содержатся все используемые малым предприятием бухгалтерские счета, что позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них.

Содержание операции ...
Д К Д К Д К Д К  
Сальдо начальное            
1. Списаны материалы в производство              
2. Получены деньги в кассу              
... ... ... ... ... ... ... ...    
Итого ... ... ... ... ... ... ... ...  

Книга учета является комбинированным регистром и совмещает хронологическую и систематическую регистрацию операций. В конце отчетного периода подсчитывают дебетовые и кредитовые остатки по всем счетам, которые служат данными для составления баланса.

В настоящее время разработаны десятки программ, позволяющих автоматизировать бухгалтерский учет на предприятиях с помощью персональных компьютеров.

Все программы предлагают стандартный набор инструментов, позволяющих облегчить и автоматизировать работу бухгалтера. Большинство программ универсальны и дают возможность автоматизировать бухгалтерский учет любого вида сложности.

К наиболее популярным программам ведения автоматизированного бухгалтерского учета относятся: 1C: Бухгалтерия, Инфо-Бухгалтер, Турбо-Бухгалтер, Парус и т.д.

Основной источник информации в программах автоматизации бухгалтерского учета - журнал хозяйственных операций. Данные вводятся в журнал в виде первичных документов, проводок или типовых операций, перечень которых можно изменить и дополнить. Обрабатывая этот журнал, программы делают разноску операций по счетам, определяют обороты и сальдо, составляют оборотную ведомость, готовят итоговый баланс и другие отчеты. Программы позволяют вести различные виды учета: синтетический и аналитический, суммовой и количественный, валютный учет, проводить расчет заработной платы и действующих налогов.

В комплект поставки программ входит стандартный набор бланков первичных документов и отчетности, а также других документов, соответствующих текущему законодательству. В программах имеется возможность оперативно корректировать план счетов, ставки налогов, добавлять новые отчетные формы в соответствии с любыми изменениями в законодательстве.