Комбинированный прием постановки звука.
Этот прием основан на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение к произношению опорного звука: например, ребенок произносит несколько раз слог «са» логопед помещает шпатель или зонд под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий, а не свистящий звук.
При этом способе пациент оказывается активным, а приобретенная им с помощью логопеда поза фиксируется в памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи.
Поставленный индивидуально звук вводится в состав слогов различного типа. Как правило, большинство звуков начинают автоматизировать в прямых слогах типа СГ. Однако, звуки л, ль, ц, ч в силу особенностей артикуляционных и акустических характеристик рекомендуется начинать автоматизировать в обратных слогах типа ГС.
Затем поставленный звук вводится в состав звукокомплекса в положении между гласных типа ГСГ. В последнюю очередь звук вводится в состав слогов со стечением согласных типа ССГ. Это обусловлено повышением артикуляционной напряженности при произношении данного типа слога, что может провоцировать сбой новой условно рефлекторной связи правильного произношения и возврата к дефектному звуку.
Специфические особенности автоматизации звуков отмечаются при дизартрии. При данном нарушении фонетической стороны речи рекомендуется начинать первичную автоматизацию всех звуков в обратных слогах. Это позволяет снизить явление коартикуляции (слияния) и усилить кинестетические и акустические ощущения от произношения.
По мере того как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, логопедическая работа переходит на новый этап – этап автоматизации звука.
Исследования развития речи в онтогенезе показывают, что от момента появления того или иного звука до его включения в речь проходит довольно длительный период времени. А.Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30-45 и более дней и имеет свои особенности:
1. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем, при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый.
2. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще старого дефектного.
3. Через некоторое время новый звук полностью вытесняет из речи старый.
4. После этого начинается процесс разграничения (дифференциации) нового звука и старого дефектного.
Процесс целенаправленной автоматизации звука заключается в выполнении тренировочных упражнений со специально подобранными словами, в которых автоматизируемый звук находится в начале, в конце или середине.
В первую очередь отрабатывается произнесение звука в начале слова (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь - в середине слова, так как эта позиция оказывается наиболее трудной для слухового восприятия и произнесения в результате коартикуляции.
От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными (эти согласные должны быть ранее сформированными и достаточно упроченными).
Для автоматизации звука используют приемы его отраженного повторения и самостоятельного называния слов по картинке. Полезными оказываются задания, направленные на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).
От произнесения отдельных слов далее переходят к построению словосочетаний с ними и коротким высказываниям.
В работу по автоматизации обычно вовлекается один звук. В случаях полиморфных нарушений звукопроизношения одновременно автоматизироваться могут и два звука, если они артикуляционно контрастны. В противном случае может возникнуть интерференция в виде смешения автоматизируемых звуков.
В случае нарушения противопоставления согласных звуков по глухости-звонкости в процесс автоматизации могут включаться все звонкие звуки одновременно.
Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другими, нет необходимости в последующей работе над ним. Однако в логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению с другими звуками - дифференциации.
Этап дифференциации звуков осуществляется при условии замены или смешения звуков речи. На этом этапе логопедической работы пациент умеет правильно произносить оба звука, но в речи использует их неправильно.
Для дифференциации звуков используются следующие виды заданий:
1. Пациенту попарно на слух предъявляются слова, содержащие новый звук, а также звук, который был ранее его заменителем, или слова, содержащие звуки, которые смешивались (заменялись) в произношении. Восприняв предъявляемое слово, пациент называет дифференцируемый звук и повторяет услышанное слово.
1. Тренировка произношения слов-паронимов в минимальном контексте с выделением пары дифференцируемых звуков.
2. Классификация слов с оппозиционными звуками: подбор предметных картинок с одним из дифференцированных звуков; классификация предметных картинок на две группы по наличию одного и второго дифференцируемых звуков.
3. Самостоятельный подбор слов, содержащих тот или другой звук, а также слов, в которых находятся оба смешиваемых звука.
4. Чтение слов с дифференцируемыми звуками, нахождение их в тексте, правильное произношение, записывание, проведение предшествующего или сопутствующего звукового анализа.
Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора из слухоречевой и речедвигательной памяти.
При работе над дифференциацией звуков одновременно отрабатывается не более пары звуков. Если необходимо большее количество звуков одной артикуляционной группы, их объединяют попарно. Например, при смешиваниях ц, ч, щ звуки объединяются в пары: ц - ч, ч - щ, ц - щ. Это объясняется тем, что процесс дифференциации строится на операциях сравнения.
Таким образом, процесс коррекции нарушений звукопроизношения опирается на закономерности формирования речевых звуков в онтогенезе и осуществляется поэтапно.
Контрольные вопросы и задания:
1. Определите принципы определения последовательности постановки звуков речи при коррекции нарушений звукопроизношения.
2. Охарактеризуйте основные задачи подготовительного этапа логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
3. Сформулируйте основные требования к проведению артикуляционной гимнастики.
4. Раскройте специфику различных приемов постановки речевых звуков.
5. Определите специфику логопедической работы по автоматизации звуков речи.
6. Определите условия, определяющие необходимость реализации этапа дифференциации звуков речи.