Комбинированный прием постановки звука.

Этот прием основан на совмещении двух преды­дущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объясне­ние. Механическая помощь применяется в дополнение к произношению опорного звука: напри­мер, ребенок произносит несколько раз слог «са» логопед по­мещает шпатель или зонд под язык и слегка приподнимает его в направлении верхних альвеол, слышится шипящий, а не свистящий звук.

При этом способе пациент оказывается активным, а приобретенная им с помо­щью логопеда поза фиксируется в памяти и легко воспро­изводится в дальнейшем без механической помощи.

Поставленный индивидуально звук вводится в состав слогов различного типа. Как правило, большинство звуков начинают автоматизировать в прямых слогах типа СГ. Однако, звуки л, ль, ц, ч в силу особенностей артикуляционных и акустических характеристик рекомендуется начинать автоматизировать в обратных слогах типа ГС.

Затем поставленный звук вводится в состав звукокомплекса в положении между гласных типа ГСГ. В последнюю очередь звук вводится в состав слогов со стечением согласных типа ССГ. Это обусловлено повышением артикуляционной напряженности при произношении данного типа слога, что может провоцировать сбой новой условно рефлекторной связи правильного произношения и возврата к дефектному звуку.

Специфические особенности автоматизации звуков отмечаются при дизартрии. При данном нарушении фонетической стороны речи рекомендуется начинать первичную автоматизацию всех звуков в обратных слогах. Это позволяет снизить явление коартикуляции (слияния) и усилить кинестетические и акустические ощущения от произношения.

По мере того как звук оказывается поставленным в од­ной из слоговых позиций, логопедическая работа переходит на новый этап – этап автоматизации звука.

Исследования развития речи в онтогенезе показывают, что от момента появления того или иного звука до его включения в речь проходит до­вольно длительный период времени. А.Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30-45 и более дней и имеет свои особенности:

1. Сначала новый звук упот­ребляется параллельно со старым, который был его замени­телем, при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый.

2. В дальнейшем новый звук начинает упот­ребляться чаще старого дефектного.

3. Через некото­рое время новый звук полностью вытесняет из речи старый.

4. После этого начинается процесс разграниче­ния (дифференциации) нового звука и старого дефектного.

Процесс целенаправленной автоматизации звука заключается в выполнении тренировочных упражнений со специально подобранными словами, в кото­рых автоматизируемый звук находится в начале, в конце или середине.

В первую очередь отрабатывается произнесение звука в начале слова (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь - в середи­не слова, так как эта позиция оказывается наиболее трудной для слухового восприятия и произнесения в результате коартикуляции.

От от­работки звука в словах простой слоговой структуры перехо­дят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными (эти согласные должны быть ранее сформированными и достаточно уп­роченными).

Для автоматизации звука используют приемы его от­раженного повторения и самостоятельного называния слов по картинке. Полезными оказываются задания, направленные на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

От произнесения отдельных слов далее переходят к построе­нию словосочетаний с ними и коротким высказываниям.

В работу по автоматизации обычно вовлекается один звук. В случаях полиморфных нарушений звукопроизношения одновременно автоматизироваться могут и два звука, если они артикуляционно контрастны. В противном случае может возникнуть интерференция в виде смешения автоматизируемых звуков.

В случае нарушения противопоставления согласных звуков по глухости-звонкости в процесс автоматизации могут включаться все звонкие звуки одновременно.

Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь по­ставленный звук. Если он его не смешивает с другими, нет необходимости в последующей работе над ним. Однако в логопеди­ческой практике встречаются случаи, когда требуется даль­нейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению с другими звуками - дифференциации.

Этап дифференциации звуков осуществляется при условии замены или смешения звуков речи. На этом этапе логопедической работы пациент умеет правильно произносить оба звука, но в речи использует их неправильно.

Для дифференциации звуков используются следующие виды заданий:

1. Пациенту попарно на слух предъявляются слова, содер­жащие новый звук, а также звук, который был ранее его заменителем, или слова, содержащие звуки, которые смешивались (заменялись) в произношении. Восприняв предъявляе­мое слово, пациент называет дифференцируемый звук и повторяет услышанное слово.

1. Тренировка произношения слов-паронимов в минимальном контексте с выделением пары дифференцируемых звуков.

2. Классификация слов с оппозиционными звуками: подбор предметных картинок с одним из дифференцированных звуков; классификация предметных картинок на две группы по наличию одного и второго дифференцируемых звуков.

3. Самостоятельный подбор слов, содержащих тот или дру­гой звук, а также слов, в которых находятся оба смешива­емых звука.

4. Чтение слов с дифференцируемыми зву­ками, нахождение их в тексте, правильное произношение, записывание, проведение предшествующего или сопутствующего звукового анализа.

Работа над дифференциацией зву­ков способствует нормализации операции их отбора из слухоречевой и речедвигательной памяти.

При работе над дифференциацией звуков одновременно отрабатывается не более пары звуков. Если необходимо боль­шее количество звуков одной артикуляционной группы, их объединяют попарно. Например, при смешивани­ях ц, ч, щ звуки объединяются в пары: ц - ч, ч - щ, ц - щ. Это объясняется тем, что процесс дифференциации стро­ится на операциях сравнения.

Таким образом, процесс коррекции нарушений звукопроизношения опирается на закономерности формирования речевых звуков в онтогенезе и осуществляется поэтапно.

Контрольные вопросы и задания:

1. Определите принципы определения последовательности постановки звуков речи при коррекции нарушений звукопроизношения.

2. Охарактеризуйте основные задачи подготовительного этапа логопедической работы по коррекции звукопроизношения.

3. Сформулируйте основные требования к проведению артикуляционной гимнастики.

4. Раскройте специфику различных приемов постановки речевых звуков.

5. Определите специфику логопедической работы по автоматизации звуков речи.

6. Определите условия, определяющие необходимость реализации этапа дифференциации звуков речи.