Характеристика произносительной стороны речи.

Глава 2. Технология обследования и формирования произносительной стороны речи

КАДРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Состав и структура кадров предприятия

В зависимости от характера связи с производством всех работающих делят на 2 группы:

1) Промышленно-производственный персонал – занятый производством, его обслуживание и управлением;

2) Персонал непромышленных подразделений – работники спортивно-оздоровительных учреждений, жилищно-коммунальных и т.д.

Все занятые на предприятии подразделяются на категории:

- рабочие

- служащие (руководители, специалисты)

Рабочие – работники, непосредственно занятые пр-ом, выполнением работ, оказанием услуг:

- Основные – непосредственно занятые в технологическом процессе производства продукции;

- Вспомогательные – занятые в обслуживании технологического процесса.

Руководители – работники, возглавляющие предприятие в целом, а также его отдельные структурные подразделения (директора, начальники цехов, мастера, главные специалисты, менеджеры по рекламе, персоналу, сбыту и т.п.).

Служащие - работники, выполняющие работу, связанную с учетом и оформлением документов (делопроизводители, секретари, статистики, кассиры, агенты).

Работники подразделяются по профессиям, специальностям и квалификации.

Структура кадров предприятия – соотношением различных категорий работников в их общей численности.

Структура кадров по каждому подразделению может рассматриваться признаками: возраст, пол, уровень образования и т.д.

Состав и структура кадров обуславливаются:

· Характером выпускаемой продукции

· Ее сложностьбю

· Применяемыми материалами

· Применяемыми оборудованием

· Степенью автоматизации производства

· Масштабами производства

 

 

Основные (ключевые) понятия: произносительная сторона речи, артикуляция, речевое дыхание, фонация, фонематический слух, фонема, артикуляционные признаки фонемы, акустические признаки фонемы, фонетическая группа звуков, способ артикуляции, место артикуляции, палатализация, назализация, звукопроизношение.

 

Понятие «произносительная сторона речи» характеризует фонетическое оформление речи и охватывает ряд взаимосвязанных процессов:

· комплекс речедвигательных навыков, характеризующих особенности артикуляции звуков речи,

· речевое дыхание, являющееся энергетической основой произношения,

· голосообразование (фонация), определяющее акустические характеристики речи.

Таким образом, произносительная сторона речи объединяет такие компоненты внешней устной речевой деятельности как артикуляция, звукопроизношение, речевое (фонационное) дыхание, голосовые функции и фонематический слух.

Фонетическое оформление устной речи во многом определяется способностью человека правильно произносить звуки речи. Каждый речевой звук имеет свои акустические и артикуляционные характеристики, по которым данный звук противопоставляется другим и различается при слуховом восприятии речи. Такой единый комплекс акустико-артикуляционных признаков речевого звука, позволяющий ему выполнять смыслоразличительную функцию получил название - фонема.

Артикуляционные признаки фонемы характеризуют особенности положения и движения органов периферического отдела речевого аппарата при воспроизведении соответствующего речевого звука. Артикуляционная специфика каждого звука определяется изменением формы и объема ротовой полости в результате движений органов артикуляционного аппарата (губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба), а также работой голосового аппарата (гортани).

К артикуляционным признакам фонем относятся:

1. Место образования (артикуляции) – место образования преграды для выдыхаемой воздушной струи. Оно определяется подвижными органами артикуляционного аппарата (губами или языком). На данной основе различают следующие фонетические группы звуков:

· губные – преграда для выдыхаемой воздушной струи образуется при активном участии губ:

- губно-губные: п, пь, б, бь, м, мь - преграда образуется нижней и верхней губой;

- губно-зубные: ф, фь, в, вь - преграда образуется нижней губой и верхними резцами;

· язычные - преграда для выдыхаемой воздушной струи образуется при активном участии языка:

- переднеязычные: т, ть, д, дь, н, нь, л, ль, р, рь, ш, ж, ч, щ, с, сь, з, зь, ц - преграда образуется передней частью языка (кончиком или передней частью спинки) в передней части ротовой полости;

- среднеязычные: й - преграда образуется средней частью спинки языка;

- заднеязычные: к, кь, г, гь, х, хь - преграда образуется задней частью спинки языка.

2. Способ образования (артикуляции) - характер образования артикуляционной преграды для выдыхаемой воздушной струи. На данной основе выделяют следующие группы речевых звуков:

· щелевые (фрикативные) - органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, сквозь которую проходит выдыхаемая воздушная струя:

- ф, фь, в, вь - нижняя губа образует щель с верхними зубами;

- с, сь, з, зь - передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами верхних резцов;

- ш, ж, щ - поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом;

- х, хь - задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;

- й - средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом;

· взрывные (смычно-взрывные) - органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом разрывается под давлением выдыхаемой воздушной струи:

- п, пь б, бь - смычку образуют губы;

- т, ть, д, дь - передняя часть спинки языка образует смычку с верхними резцами или альвеолами;

- к, кь, г, гь - задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба;

· смычно-щелевые (аффрикаты) – на первой фазе артикуляционные органы образуют смычку, затем (на второй фазе) она разрывается и образует щель через которую проходит струя выдыхаемого воздуха; переход от одной фазы к артикуляции происходит быстро и незаметно:

ц - передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними альвеолами, которая затем переходит в щель между ними;

ч - кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними альвеолами, которая затем преобразуется в щель между ними;

· смычно-проходные - органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для струи воздуха остается проход в другом месте:

- м, мь - смычку образуют губы, воздушная струя проходит через носовую полость;

- н, нь - передняя часть спинки языка образует смычку с верхними альвеолами, воздушная струя проходит через носовую полость;

- л, ль - кончик языка образует смычку с альвеолами, воздушная струя проходит по бокам языка, между языком и щекой;

· вибранты (дрожащие):

- р, рь - кончик языка поднят вверх к твердому нёбу и ритмично колеблется (вибрирует) под давлением выдыхаемой воздушной струи.

Кроме того дополнительными артикуляционными характеристиками звуков являются:

- палатализация - дополнительный подъем и напряжение средней части спинки языка: мягкие и твердые согласные звуки;

- назализация – преимущественное участие носовой или ротовой полости в резонировании звука речи: носовые м, мь, н, нь и ротовые звуки - все остальные.

3. Участие спинки языка (для гласных звуков):

- и, э - гласные переднего ряда – артикуляция осуществляется при подъеме передней части спинки языка;

- а, ы - гласные среднего ряда – артикуляция осуществляется при подъеме средней части спинки языка;

- о, у - гласные заднего ряда – артикуляция осуществляется при подъеме задней части спинки языка.

4. Степень подъема спинки языка (для гласных звуков):

- а - гласный нижнего подъема спинки языка;

- э, о - гласные среднего подъема спинки языка;

- и, ы, у - гласные верхнего подъема спинки языка.

5. Лабиализация (огубление) (для гласных звуков):

- у, о – лабиализованные гласные - губы округляются и выдвигаются вперед;

- а, ы, э, и – нелабиализованные – губы находятся в нейтральном положении или растянуты в улыбке.

Таким образом, артикуляционные признаки звуков речи определяют моторные особенности их произнесения. Однако они характеризуют только экспрессивную сторону звукопроизношения.

Импрессивные характеристики произносительной стороны речи раскрывают акустические признаки фонем, к которым относятся следующие:

· гласность - наличие голоса:

- а, ы, э, и, у, о – гласные звуки – образуются голосом при почти полном отсутствии шума;

- м, мь, н, нь, л, ль р, рь, й – сонорные звуки - образуются голосом при минимальном наличии шума;

- в, вь, з, зь, ж, б, бь, д, дь, г, гь – звонкие согласные звуки – образуются шумом при участии голоса;

- ф, фь, с, сь, ш, х, хь, п, пь, г, ть, к, кь - глухие согласные звуки - образуются только шумом при отсутствии голоса;

· мягкость – наличие акустического эффекта мягкости звука:

- мь, нь, ль, рь, й, вь, зь, бь, дь, гь, фь, сь, хь, пь, ть, кь – мягкие согласные звуки;

- м, н, л, р, в, з, ж, б, д, г, ф, с, ш, х, п, г, к, - твердые согласные звуки;

· акустический эффект – наличие акустического эффекта свиста или шипения:

- с, сь, з, зь, ц – свистящие согласные звуки;

- ш, ж, щ, ч – шипящие согласные звуки.

Анализ представленных характеристик показывает, что речевой звук (фонема) является единым комплексом акустико-артикуляционных признаков. Следовательно, система логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения должна включать в себя не только развитие артикуляционных возможностей ребенка и постановку артикуляции звука, но и совершенствование фонематического слуха как основу устойчивого акустического эталона фонемы.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение понятию «произносительная сторона речи».

2. Представьте классификацию артикуляционных характеристик звуков речи.

3. Представьте классификацию акустических характеристик звуков речи.

4. Определите функциональную взаимосвязь акустических и артикуляционных характеристик фонемы в процессе развития звукопроизношения.