Международный экологический суд

В практической деятельности мирового сообщества воз­никают экологические споры, требующие разрешения междуна­родными органами. В этих целях в июле 1993 г. в составе Международного суда ООН (Гаага) создана «камера по экологическим вопросам» - Меж­дународный суд экологического арбитража и примирения (Между­народный экологический суд), созданный по инициативе группы юристов на учредительной конферен­ции, проведенной в Мехико в ноябре 1994 г. Он является неправительственной организацией. Первый состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран. Представитель России также является членом этого суда.

Суд разрешает между­народные споры по вопросам охраны окружающей среды и приро­допользования в трех формах:

а) путем консультирования заинте­ресованных сторон по их просьбе на основе юридического анализа конкретной ситуации;

б) путем примирения спорящих сторон на основе принятия компромиссного решения спорной ситуации, ко­торое устраивает обе стороны. Решение может быть оформлено в виде соглашения, исполняемого добровольно на взаимной основе;

в) путем проведения полноценного судебно-арбитражного процесса по взаимному желанию сторон с вынесением решения, которое стороны заранее признают для себя обязательным.

Рассмотрение споров в Международном экологическом суде ос­новано на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела. Круг лиц, которые могут обращаться в Международный эколо­гический суд, неограничен (это могут быть частные лица, общест­венные организации, государственные органы, включая прави­тельства).

Международный экологический суд может рассматривать ши­рокий круг споров. В него включаются споры, связанные с загряз­нением окружающей среды соседнего государства и возмещением экологического вреда; недопущением, приостановлением или пре­кращением экологически вредной деятельности. Он рассматривает также споры, касающиеся использования и охраны разделяемых двумя и более государствами природных ресурсов. В числе некото­рых других - споры о защите экологических прав граждан.

Рассмотрение дел в Международном экологическом суде осно­вано на международном праве окружающей среды, национальном законодательстве сторон, на прецедентах.

 


[1] Чубуков Г. В. Экологическое право - развивающаяся отрасль отечественного законодательства // «Журнал российского права». 2001. № 7.

[2] Духно Н. А. Концепция экологического правопорядка Российской Федерации // Право и политика. 2000. № 9.

[3] Лукъянцев В.П. Экологическая функция российского государства в Х - начале XX века // Черные дыры в Российском Законодательстве 2002. № 4 http://www.optim.ru/bh/2002/4/toc.asp

[4] Лукъянцев В.П. Деятельность государства в области охраны окружающей среды в россии:использование опыта тысячелетней истории // Черные дыры в Российском Законодательстве 2003. № 1. // http://www.optim.ru/bh/2002/4/toc.asp

[5] Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х т. Т. 2 / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2000. С. 23.

[6] Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды). Учебник для высших юридических учебных заве­дений. М., 1998. С. 88-89.

[7] См.: Игнатьева И.А. Цели и задачи экологического зако­нодательства // Гос. и право. 2002. № 7.

[8] Аналогичным образом М.М. Бринчук считает принципа­ми права окружающей среды основные принципы охраны окружающей среды (см.: Бринчук М.М. Указ. соч. С. 89).

[9] О законодательных актах, включаемых в систему эколо­гического законодательства см.: Игнатьева И.А. Экологи­ческое законодательство России и проблемы его развития. М., 2001. С. 84-98.

[10] Колбасов О.С. Экология: политика-право. М., 1976, с. 176.

[11] Шемшученко Ю.С. Государственное управление охраной окружающей среды в СССР. Автореферат доктр. дисс., Киев, 1978. С. 10.

[12] Атаманчук Г.В. Сущность советского государственного управления. -М., 1980, с.24.

[13] Большой словарь официальных юридический терминов / Сост. Фединский Ю. И. М.: Экономика, 2001; Голиченков А. К. Эколого-правовой словарь // Экологическое право. 2003. № 3-6; 2004. № 1-2

[14] Краткий экологический словарь по курсу «Основы права» / Сост. Бударин Н. Н. и др. Орел: ВИПС, 1994. С. 18

[15] Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. Боголюбова С. А. М.: Норма, 2000. С. 224-225

[16] Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. Боголюбова С. А. М.: Норма, 2000. С. 314-315

[17] Краткий экологический словарь по курсу «Основы права» / Сост. Бударин Н. Н. и др. Орел: ВИПС, 1994. С. 22

[18] Экологический словарь / Сост. Делятицкий С. И др. М., 1993. С. 41

[19] Юридическая энциклопедия / Под ред. Тихомирова М. Ю. М., 2001. С. 463

[20] Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. Боголюбова С. А. М.: Норма, 2000. С. 183-184

[21] Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Проспект, 2003. С. 340

[22] Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М.: Юрист, 2004. С. 305-306

[23] Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Экологический энциклопедический словарь. Казань: Природа, 2000. С. 321

[24] Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М.: Юрист, 2004. С. 304

[25] Экологическое право. Курс лекций и практикум / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Экзамен, 2003. С. 316.

[26] Бринчук М.М. О достоинствах нового Федерального закона «Об охране окружающей среды» // Экологическое право. 2002. N 3.

[27] Будай С.Н. Экологическое обеспечение Вооруженных Сил в Концепции национальной безопасности России//Российский военно-правовой сборник. 2004. № 1. С. 139-143.

[28] См.: директиву Министра обороны РФ «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах РФ» от 12 июля 1997 г. № Д-10.

[29] См. подробнее: Тер-Акопов А.А. Экологическая безопасность. М.: МНЭПУ, 2001; Галяметдинова А.Ю. Международно-правовые аспекты экологической безопасности. Дисс.: канд. юрид. наук. Казань, 2000.

[30] См.: Серов Г.П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении военно-оборонной деятельности РФ. Дисс. : докт. юрид. наук. М., 2000.

[31] См.: Королева Н.С. Правовые проблемы утилизации атомных подводных лодок // Государство и право. 2004. № 3. С. 95.