Понятие и общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов

Лекция 19. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов

План:

1. Понятие и общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов

2. Правовой режим отдельных особо охраняемых природных территорий и объектов

3. Особо охраняемые природные объекты

 

Основу природно-заповедного фонда Российской Федерации составляют государственные природные заповедники и национальные парки, включающие 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн. гектаров, в том числе 27,1 млн. гектаров сухопутной территории с внутренними водоемами (1,57 процента территории Российской Федерации), и 35 национальных парков общей площадью 6,99 млн. гектаров (0,4 процента).

Государственные природные заповедники и национальные парки, поддерживая ландшафтное и биологическое разнообразие, препятствуют усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы. Одновременно они выполняют важные научные и социально-культурные функции, являясь полигонами для изучения естественных экосистем, и способствуют экологическому воспитанию населения.

Ряд российских государственных природных заповедников и национальных парков включены в Список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, что подчеркивает ценность и значимость этих уникальных природных объектов.

Ограничение объемов централизованных капитальных вложений приводит к старению зданий научных стационаров, кордонов, инженерных коммуникаций и других объектов инфраструктуры.

В автономных поселках и на центральных усадьбах государственных природных заповедников и национальных парков, особенно тех, которые находятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сложились крайне тяжелые жилищные условия.

Дефицит финансовых средств негативно отражается на доставке грузов и людей на отдаленные кордоны и в научные стационары, что отрицательно сказывается на состоянии охраны и уровне научных исследований в северных и таежных заповедниках и национальных парках России.

Серьезной проблемой для государственных природных заповедников и национальных парков являются лесные пожары, борьба с которыми требует значительных финансовых затрат.

Дальнейшее развитие сети государственных природных заповедников и национальных парков требует скоординированных действий со стороны федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Различают три категории особо охраняемых территорий:

1) особо охраняемые природные территории;

2) экологически неблагополучные территории (зоны экологического бедствия и чрезвычайной си­туации);

3) санитарные и защитные зоны (санитарно-защитные зоны, создаваемые между предприятиями и жилыми домами; водоохранные зоны (полосы) рек, озер и водохранилищ; округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечеб­но-оздоровительных местностей; зоны санитарной охраны источ­ников водоснабжения; запретные полосы лесов по берегам вод­ных объектов и др.).

Особо охраняемая природная территория- участок земли или водного пространства, который имеет особое природоохран­ное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровитель­ное значение, который изъят решением органов государственной власти или органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйст­венного использования и для которого установлен режим особой охраны.

Первые сведения о создании заповедных территорий в нашей стране относятся к периоду XIV - XV вв. Тогда на определенных участках вво­дились полный или частичный запреты на охоту, лов рыбы, рубку лесов, посещаемость посторонними определенных территорий. Охрана таких территорий осуществлялась на основании царских указов (Указ Петра I по охране «корабельных рощ», Указ Екатерины II по охране заказных рощ). Способствовала их охране и деятельность монастырей, объявляв­ших заповедными отдельные участки леса с их животным миром (запо­ведный лес Троице-Сергиевской лавры, о. Валаам и др.).

Для защиты отдельных категорий ООПТ (например, государственных природных заповедников) от неблагоприятных антропогенных воздейст­вий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут быть созданы охранные зоны или округа с регулируемым режимом хо­зяйственной деятельности. Вокруг других категорий охранные зоны не создаются, например, вокруг заказников как федерального, так и регио­нального значения.

В целях оценки состояния природно-заповедного фонда ведется государ­ственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который предусматривает сведения о статусе этих территорий, их географичес­ком положении и границах, режиме, природопользователях, экологопросветительской, научной, экономической, исторической и культур­ной ценности.

Земельным кодексом предусмотрена специальная категория земель в зе­мельном фонде - земли особо охраняемых территорий. К землям ООПТотносятсяземли, которые име­ют особое ценное значение, которые в установленном порядке изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий фе­дерального значения, порядок их использования и охраны устанавлива­ет Правительство РФ на основании федеральных законов.

Все особо охраняемые природные территории можно классифицировать следующим образом:

1) С учетом особенностей режима и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений различают:

- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

- национальные парки;

- природные парки;

- государственные природные заказники;

- памятники природы;

- дендрологические парки и ботанические сады;

- лечебно-оздоровительные местности и курорты.

2) По признаку заповедности:

1. Абсолютноезаповедование. Данный режим присущ природным за­поведникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную дея­тельность человека на своей территории. Вмешательство человека допус­кается только в исключительных случаях - для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтоже­ния хищников и т. д.

2. Относительноезаповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует орга­низация заказников.

3. Смешанныйрежим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма. Он проявляется при организации национальных и природных парков.

3) По критерию организационной структуры:

1. ООПТ, управление и охрану которых обеспечивают природоохранные учреждения (то есть некоммерческие юридические лица). Например, государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, дендрологические парки и ботанические сады.

2. ООПТ, для управления которыми юридические лица не создаются. Например, памятники природы, государственные природные заказники, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Создание, изменение правового статуса либо ликвидация ООПТ осуще­ствляются решением соответствующего органа государственной власти РФ или субъекта РФ либо органа местного самоуправления на основании обос­новывающих материалов, получивших положительное заключение государ­ственной экологической экспертизы.

При расположении ООПТ в черте поселений устанавливаются грани­цы зон охраны, в пределах которых запрещается или ограничивается гра­достроительная, хозяйственная и иная деятельность, причиняющая вред ООПТ, окружающей среде или ухудшающая их состояние и нарушающая их целостность и сохранность. Наиболее часто в городских поселениях располагаются памятники природы либо дендрологические парки (бота­нические сады).

Нахождение ООПТ в черте поселений влечет за собой установление особого регулирования градостроительной деятельности, осуществляемо­го посредством:

- введения специальных государственных стандартов, государственных градостроительных нормативов и правил;

- введения особого порядка разработки, согласования и утверждения градостроительной документации;

- выдачи специальных разрешений на строительство.

Сведения о местоположении земельного участка или его части в гра­ницах зон охраны памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территорий подлежат обязательному включению в документ, удостоверяющий право на земельный участок в городских и сельских поселениях

В целях создания новых и расширения существующих земель ООПТ орга­ны государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения о резер­вированииземель, которые предполагается объявить землями ООПТ, с после­дующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности (п. 5 ст. 95 ЗК РФ).

Для оценки состояния природно-заповедного фонда ведется государ­ственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который содержит сведения об их статусе, географическом положении, границах, режиме, природопользователях, эколого-просветительской, научной, культурной и иной ценности. ООПТ находятся в ведении Министерство природных ресур­сов и экологии России.

Важное место в охране ООПТ занимает WWF. Основными направлениями которого в России являются:

· Разработка законодательных, экономических, теоретических и методических основ создания и управления системой охраняемых природных территорий;

· Создание новых и поддержка существующих ООПТ;

· Повышение квалификации сотрудников ООПТ, обучение современным технологиям охраны, изучения и управления природными комплексами;

· Поиск путей гармонизации задач охраны природы с вопросами устойчивого развития регионов, соблюдения интересов местного населения;

· Природоохранное просвещение и пропаганда.

В соответствии со Стратегией работы Российского представительства WWF, основой целью ведущихся работ является создание в приоритетных экорегионах систем охраняемых природных территорий, гарантирующих долгосрочное сохранение биологического разнообразия и устойчивость условий среды. Помимо этого WWF участвует во многих других работах, так или иначе связанных с охраняемыми природными территориями - оценки целесообразности их включения в списки всемирного природного наследия, обобщении и распространении передового зарубежного опыта в сфере создания и управления системами охраняемых территорий, помогаем сотрудникам заповедников в установлении контактов с зарубежными коллегами и многое другое