Понятие и сущность экологической безопасности

Лекция 18. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия

План:

1. Понятие и сущность экологической безопасности

2. Понятие и виды экологически неблагополучных территорий.

 

Система экологической безопасности РФ формируется в соответствии с действующим законодательством:

1. ФЗ РФ от 10.01.02 г. «Об охране окружающей среды»

2. Закон РФ от 05.03.92 г. «О безопасности»

3. Указ Президента РФ от 04.12.03 г. «Об утверждении Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности РФ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»

4. Указ Президента РФ от 10.01.00 г. «О концепции национальной безопасности РФ»

5. Постановление Госгортехнадзора РФ от 29.10.02 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах»

6. Постановление Правительства РФ от 05.11.95 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

7. ЗМО от 05.07.99 г. «О защите населения и территории Мурманской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

8. ЗМО от 21.11.97 г. «О радиационной безопасности населения Мурманской области» и др.

В многочисленных нормативных актах и документах о безопасности России все чаще встречается тревога и предусматриваются положения об обеспечении ее экологической безопасности, факторами которой становятся уровень ее экономики, состояние мировоззрения, воспитание экологической культуры, масштабы деградации природы, связи с другими слагаемыми безопасности России.

Нарастание глобального экологического кризиса обусловливается прогнозируемым и видимым исчерпанием полезных ископаемых, дефицитом пригодной для питья чистой воды, подошедшим к критической черте загрязнением крупных городов выхлопами автомобильных газов и выбросами промышленностью вредных веществ в атмосферу, массовой вырубкой лесов, эрозией и сокращением пашни и иных сельскохозяйственных угодий. Количественное воздействие людей на природу преобразуется в новое качество, предполагающее реальные угрозы человеку, обусловливающие новые подходы к решению экологических (природоресурсных, природоохранных) проблем.

Сбывается семидесятилетней давности предвидение и предсказание великого русского ученого и политика В. И. Вернадского о превращении человечества, как геологической силы, в единое всепланетное образование, способное своим разумом и действиями потрясти Вселенную, в отличие от прежнего времени, когда отдельные народы и племена были достаточно разобщены материками и океанами, не имели такой созидательной и разрушительной силы.

Только в середине XX века сначала возникло требование рационального неистощительного использования природных ресурсов, а затем во второй половине XX века созрела острая необходимость охранять, беречь природу, то есть всю окружающую человека природную среду от безудержного загрязнения и неимоверного истощения. Защищать не только эмоционально, идеологически, но и профессионально, юридически в интересах граждан своей страны.

Обеспечение государством экологической безопасности особо акту­ально в настоящее время, поскольку включает в себя, помимо защиты населения от чрезвычайных экологических ситуаций, бедствий и катаст­роф, еще и защиту от негативного воздействия загрязнения окружающей среды, изменений климата и т. п.

Все нарастающие экологические угрозы привели к тому, что в ФЗ РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» было дано определение экологической безопасностикак состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Этим ФЗ РФ определяются правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально - экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности от 10.01.00 г. к числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся: предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкою ракетного топлива, топлива атомных электростанций, безопасное для окружающей среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия.

Экологическая безопасность является одним из видов безопасности вообще наряду с военной, продовольственной, пожарной. Ее можно оп­ределить как состояние защищенности человека, общества, государства и окружающей природной среды от негативного природного и техноген­ного воздействия, обеспечиваемое организационно-правовыми, эконо­мическими, научно-техническими и иными средствами.

Угроза экологической безо­пасности приравнивается к угрозе национальной безопасности. Угроза безопасностипредставляет собой совокупность условий и фак­торов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, об­щества и государства. Соответственно, угроза экологической безопасности выражает повышенную вероятность гибели отдельных природных объектов, существенного загрязнения, отравления, заражения окружающей среды, масштабы которых определяются исходя из размеров поражения окру­жающей среды, его устойчивости, а также возможности устранения, воз­действия на жизнь и здоровье населения.

К основным объектам безопасности законодатель относит: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориаль­ная целостность.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, которое осуществляет функции в этой области через органы государственной власти.

Принципы охраны окружающей среды, напрямую связанные с обеспечением экологической безопасности:

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- ответственность органов государственной власти России и ее субъектов, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

Таким образом, в российском законодательстве сформулированы определения и правовые позиции, позволяющие намечать основы и концепцию обеспечения экологической безопасности в России, осуществлять их реализацию в интересах общей безопасности нашего государства. При этом Россия всегда связывает собственную экологическую безопасность с экологической безопасностью других государств, регулирует свои экологические отношения со всеми сопредельными государствами, прежде всего со странами - участницами СНГ, в части охраны гидроэнергетических, биологических и лесных ресурсов, борьбы с эпидемиями, эпизоотиями, с саранчой и другими вредителями растений, предупреждения и ликвидации вредных последствий паводков, наводнений, иных стихийных бедствий.

На территории Мурманской области действует ЗМО от 21.11.1997 N 84-01-ЗМО «О радиационной безопасности населения Мурманской области».В частности, в ст. 5 данного ЗМО, перечислены виды деятельности, регулируемые настоящим Законом. Настоящий Закон распространяется на следующие виды деятельности:

а) размещение, проектирование, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации и утилизация ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;

б) транспортирование, хранение, использование ядерных зарядов в мирных целях, утилизация и обращение с ними;

в) обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих эти материалы и вещества;

г) использование, транспортирование, утилизация и хранение ядерных материалов, радиоактивных веществ, в том числе при хранении или захоронении радиоактивных отходов;

д) контроль за обеспечением радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;

е) проведение научных исследований с ядерными материалами и радиоактивными веществами;

ж) учет и контроль ядерных материалов, источников ионизирующего излучения, радиоактивных веществ и отходов;

з) контроль за радиационной обстановкой;

и) ликвидацию последствий радиационной аварии;

к) подготовку специалистов в области использования ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

В ст. 6 данного Закона перечислены мероприятия по обеспечению радиационной безопасности

Радиационная безопасность населения обеспечивается:

а) проведением комплекса мер следующего характера:

- правового (принятие законов и иных нормативных правовых актов);

- организационного (лицензирование деятельности, сертификация технологий и оборудования, экологическая экспертиза, разработка планов по предупреждению и ликвидации последствий при возникновении радиационной аварии, учет и контроль за перемещением ядерных материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения и радиоактивных отходов);

- инженерно-технического (системы физической защиты, радиационного мониторинга, системы очистки, выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду, приведение радиоактивных отходов в экологически безопасное состояние, поддержание в надлежащем состоянии оборудования и транспортных путей);

- санитарно-гигиенического и медико-профилактического (радиационный и дозиметрический контроль, установление размеров санитарно-защитной зоны, санитарно-пропускного режима, контроль за состоянием здоровья персонала);

- образовательного и воспитательного (профессиональный тренинг и повышение квалификации, обучение населения в области обеспечения радиационной безопасности);

б) путем осуществления органами государственной власти Мурманской области, органами местного самоуправления, юридическими лицами, общественными объединениями и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

в) путем информирования населенияо радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.11.95 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлением Губернатора Мурманской области от 18.07.01 г. «Об образовании внештатного территориального центра мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Мурманской области», Управление природных ресурсов по Мурманской области предоставляет данные по прогнозированию изменения экологической обстановки в районах размещения потенциально-опасных объектов и интенсивной хозяйственной деятельности.