Экологические требования к военным и оборонным объектам, военной деятельности.

Общие требования к обращению с отходами и к объектам их размещения.

Деятельность по обращению с отходами подлежит лицензи­рованию. При проектировании, строительстве предприятий, зданий и других объектов, в ходе эксплуатации которых образуются от­ходы, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством России в области охраны окружающей среды;

- иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.

Строительство, реконструкция строений, зданий, сооруже­ний и объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключе­ния гос. экологической экспертизы.

При проектировании жилых домов, предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в процессе эксплуатации кото­рых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для их сбора.

Объекты размещения отходов создаются по разрешениям, выданным специально уполномоченными федеральными орга­нами исполнительной власти.

Места строительства таких объектов определяются на осно­ве специальных (геологических, гидрологических и иных) ис­следований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

 

Под экологической безопасностью деятельности Вооруженных Сил РФ понимается состояние защищенности личного состава, гражданского населения, вооружения, военной техники, военных объектов, окружающей природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия военной деятельности, экологически неблагоприятных антропогенных и природных факторов, и их последствий.

На военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды, распространяются общие требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, однако законодательством установлены и дополнительные требования. Прежде всего, это требование о получении заключения о выполнении требований экологической безопасности.

В структуре безопасности военной службы отдельные авторы справедливо выделяют экологическую безопасность. Так, С.Н. Будай отмечает, что категория «экологическая безопасность» в военной сфере и понятие «безопасность военной службы» имеют общую объектно-субъектную область и общие меры обеспечения, поэтому вполне справедливо рассматривать экологически безопасную деятельность войск как направление обеспечения безопасности военной службы [27].

Действительно, определение «безопасность военной службы» связано с состоянием защищенности объектов безопасности от угроз, возникающих при осуществлении деятельности Вооруженных Сил РФ [28].

Экологическая безопасность как научная теория имеет своим объектом безопасность человека, общества и государства, а предметом - закономерности связи этой безопасности с изменениями, происходящими в окружающей природной среде [29]. В ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Экологическая безопасность в военной сфере обеспечивается посредством экологического обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба.

Г.П. Серов правильно указывает, что «наряду с тыловым, инженерным и иными видами обеспечения Вооруженных Сил РФ, закрепленными в боевых уставах и наставлениях, провозглашен новый вид обеспечения - экологическое обеспечение» [30].

О реальных масштабах потенциальной экологической опасности в России и ее Вооруженных Силах свидетельствуют следующие данные. На объектах Федерального агентства по атомной энергии (бывшего Минатома) хранится 300 отработавших активных зон ядерных реакторов атомных подводных лодок (АПЛ). На объектах ВМФ хранится около 900 куб. м твердых радиоактивных отходов и 6 000 куб. м жидких радиоактивных отходов. К началу 2002 г. из боевого состава ВМФ выведено 194 АПЛ и атомный надводный крейсер. Из 95 АПЛ не выгружено ядерное топливо (54 АПЛ - на Северном флоте и 41 - на Тихоокеанском флоте, что в целом составляет более 49% от выведенных из боевого состава) [31].

Разделом «Экологическое обеспечение Вооруженных Сил РФ» Государственной комплексной научно-технической программы «Экологическая безопасность России» и «Национальным планом действий по реализации решений конференции ООН по окружающей среде и развитию» предусмотрены разработка экологического обеспечения Вооруженных Сил РФ.

В Концепции экологического обеспечения Вооруженных Сил России, утвержденной директивой Министра обороны РФ 1992 г. № Д-37, под экологическим обеспечением Вооруженных Сил, понимается комплекс правовых, экономических, социальных, научно-теоретических и организационно-технических мероприятий, осуществляемых Вооруженными Силами в мирное и военное время, направленных на охрану и восстановление природной среды в ходе деятельности Вооруженных Сил и обеспечение решения задач войсками и силами в условиях воздействия экологически неблагоприятных антропогенных и природных факторов. Целью экологического обеспечения Вооруженных Сил является достижение экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил и защита личного состава, вооружения и военной техники от экологических угроз.

Обеспечение экологической безопасности при осуществлении деятельности Вооруженных Сил производится в соответствии с постановлением Правительства РФ «О первоочередных мероприятиях по обеспечению экологической безопасности при осуществлении деятельности Вооруженных Сил РФ» от 31 октября 1996 г. № 1310.

Основными источниками угроз экологической безопасности при осуществлении деятельности Вооруженных Сил являются: отработанное ядерное топливо из реакторов подводных лодок, подлежащих утилизации; компоненты ракетного топлива и горючего в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей; воздействие вооружения, военной техники и военных объектов на окружающую среду и людей; выбросы вредных веществ при испытаниях новых образцов вооружения и военной техники; керосиновые линзы в районах аэродромов и др.

К мерам ликвидации и нейтрализации угроз в области экологической безопасности можно отнести: гигиеническое нормирование загрязнения объектов окружающей среды компонентами ракетного топлива; паспортизацию объектов Вооруженных Сил; создание ведомственного регистра опасных военных объектов, веществ и отходов, кадастра загрязненных территорий, мест хранения и захоронения радиоактивных отходов; обеспечение работы систем экологического мониторинга на объектах Вооруженных Сил и в районах их деятельности; разработку и обеспечение войск методическими документами для принятия решений по порядку деятельности войск на территориях, подвергшихся радиоактивному, химическому и другим видам заражения; оборудование санитарно-защитных зон военных объектов; оборудование испытательных полигонов техническими системами локализации продуктов взрыва и осколков боеприпасов и др.

Одной из действенных мер обеспечения экологической безопасности выступает проведение государственного экологического контроля, который проводится в целях сохранения окружающей природной среды в местах дислокации воинских частей. Порядок организации и осуществления государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил РФ и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности определены Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 мая 1998 г. № 461.

Основными задачами государственного экологического контроля на объектах Вооруженных Сил РФ являются:

- наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением в результате повседневной военной деятельности;

- проведение проверки соблюдения воинскими частями требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды;

- проведение проверки выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей природной среды;

- осуществление контроля за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;

- проведение проверки соблюдения установленных нормативов, лимитов выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду, норм и правил обращения с отходами;

- проведение проверки выполнения ранее выданных предписаний.

При проведении государственного экологического контроля уполномоченным должностным лицам разрешается ознакомление лишь со сведениями, имеющими отношение к вопросам охраны окружающей природной среды.

В ходе проведения государственного экологического контроля проверяются:

- наличие документов, устанавливающих права на использование земель;

- соблюдение нормативов и лимитов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также размещения отходов;

- наличие разрешений и соблюдение лимитов на водопользование (водоотведение);

- наличие разрешений на осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов сточных вод, на размещение хозяйственно-бытовых и производственных отходов;

- результаты инвентаризации источников загрязнения окружающей природной среды и состояние этих источников;

- наличие и выполнение плана мероприятий по охране окружающей природной среды;

- экологическое состояние земель, водных объектов и других природных ресурсов;

- соответствие эксплуатации очистных сооружений, объектов хозяйственно-бытового и специального назначения (котельных, топливных складов, автопарков и т.д.) и содержания складов твердых бытовых отходов природоохранным требованиям;

- выполнение мероприятий по ранее выданным предписаниям об устранении выявленных нарушений природоохранительного законодательства;

- наличие плана мероприятий и плана действий при аварийных ситуациях с экологическими последствиями.

По результатам проведения государственного экологического контроля оформляется акт проверки и при необходимости выдается предписание об устранении выявленных нарушений природоохранительного законодательства.

В случае выявления нарушений природоохранительного законодательства, за которые предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и иная ответственность, составляется протокол об экологическом правонарушении и принимается решение о применении к правонарушителям мер воздействия в зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения, в том числе о наложении штрафа, возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, или о направлении в органы военной прокуратуры материалов для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, совершивших экологические преступления, к уголовной ответственности. Для привлечения должностных лиц, виновных в экологическом правонарушении, к дисциплинарной ответственности командованию воинской части (или вышестоящему командованию) направляется представление о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю.

В соответствии с законодательством осуществляется государственная экологическая экспертиза вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности. Экологическая экспертиза проводится с соблюдением общих правил Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». При организации и проведении государственной экологической экспертизы соблюдаются необходимые требования по сохранению государственной тайны.