Правовая охрана окружающей среды в городских и сельских поселениях
При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Эти правила должны выполняться при:
- решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон;
- выборе земельных участков под строительство;
- проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, инженерной инфраструктуры;
- благоустройстве иных объектов.
Одним из показателей величины антропогенной нагрузки является плотность выбросов загрязняющих веществ на душу населения и плотность на единицу площади города.
Окружающая среда городов и городских агломераций как объект правовой охраны представляет собой сложную систему, включающую в себя элементы природной среды, материальные ценности и условия жизнедеятельности населения, находящиеся в административно-территориальных границах городов, их пригородных и зеленых зонах, а также в агломеративных пределах.
По функциональным признакам правовая охрана окружающей среды городов включает в себя
во-первых, экологические требования к размещению и развитию городов как центров расселения людей,
во-вторых, экологические требования к хозяйственной деятельности в городах как центрах размещения производительных сил,
в-третьих, экологические требования, обеспечивающие социально-экологическое благополучие населения городов».
Охрана окружающей среды городских и сельских поселений ведется по нескольким направлениям,приоритетность и содержание которых в конкретном поселении зависит от состояния окружающей среды на его территории, экономической ситуации, а также уровня эколого-правовой культуры должностных лиц органов местного самоуправления.
Первоенаправление охраны окружающей среды городских и сельских поселений заключается в учете экологических требований при организации планировки и застройки городов в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ. Разработка градостроительной документации, строительство и реконструкция городских и сельских поселений, зданий, строений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей среды, экологической безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территории городских и сельских поселений и ограничений в области экологической безопасности, установленных территориальными комплексными схемами охраны природы и природопользования, а также с учетом последствий вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.
В градостроительную документацию всех видов в соответствии с заданием на ее разработку включаются разделы об охране недр, окружающей среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройстве. При осуществлении градостроительной деятельности ее субъекты обязаны соблюдать требования по рациональному землепользованию, охране природы, ресурсосбережению, а также принимать меры по защите территорий от опасных природных и техногенных процессов.
Строительство и реконструкция предприятий должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим раздел охраны окружающей среды и получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранными нормами. Размещение предприятий и сооружений должно производиться только при условии возможности создания санитарно-защитных зон, предусмотренных санитарными нормами проектирования промышленных предприятий, обеспечивающих снижение вредных веществ до предельно допустимых концентраций или уровней. Создание санитарно-защитных зон (озеленение территории, снос жилых домов) должно предусматриваться проектами предприятий и сооружений с включением затрат в стоимость строительства и реконструкции объекта.
На территориях курортных, лечебно-оздоровительных зон и округов санитарной охраны запрещается размещение, проектирование и строительство объектов, строительство и эксплуатация которых могут привести к ухудшению качества и уменьшению количества природных лечебных ресурсов.
Второенаправление охраны окружающей среды городских и сельских поселений заключается в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть такого состояния здоровья населения, среды обитания людей, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Правовое обеспечение санитарного режима в населенных пунктах включает в себя, в частности, следующие меры:
1. Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к планировке и застройкегородских и сельских поселений. Это означает, что при разработке схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения промышленных и иных объектов, выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила. Утверждение норм проектирования и проектной документации по планировке и застройке городских и сельских поселений, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации промышленных и иных объектов, предоставлению земельных участков под строительство допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.
2. Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам.Водные объекты, расположенные на территории городских и сельских поселений, не должны быть источниками негативных воздействий на здоровье населения. Критерии безопасности и безвредности водных объектов для здоровья населения устанавливаются санитарными правилами. Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного использования водного объекта.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздухуна территории городских и сельских поселений, предельно допустимых концентраций (уровня) химических, биологических веществ и микроорганизмов устанавливаются санитарными правилами.
При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и сельских поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к почвам,содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок. Содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Порядок и условия содержания территорий городских и сельских поселений устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии указанного порядка и условий санитарным правилам.
Третьенаправление охраны окружающей среды городских и сельских поселений заключается в проведении мероприятий по благоустройству территорий поселений (включая озеленение), которые отнесены к мероприятиям местного значения, осуществляемым органами местного самоуправления и финансируемым исключительно из местных бюджетов (ст. 87 Бюджетного кодекса РФ).
Благоустройство - совокупность систем и объектов, построенных или произведенных действиями предприятий и организаций, физических лиц, направленная на создание или улучшение условий проживания жителей и функционирования инфраструктур города в соответствии с действующим законодательством, утвержденными нормами и правилами.
К понятию благоустройства города или его объектов относится улучшение внешнего вида и качества таких объектов, как здания и сооружения, дороги, проезды, площади, тротуары, инженерные сети, мосты, путепроводы, дамбы, набережные, пляжи, гидротехнические сооружения, памятники, устройства и сооружения транспортного назначения, освещение, озеленение,санитарная очистка и уборка и т. д.
Под озеленением следует понимать деятельность органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан по выращиванию (восстановлению) древестно-кустарниковой и травянистой растительности естественного и искусственного происхождения в черте городских и сельских поселений.
Зеленые насаждения можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле в них следует включить все виды насаждений, произрастающих в городских поселениях (леса, парки, лесопарки, сады, кустарники и др.). В узком смысле под ними следует понимать все виды зеленых насаждений, произрастающих в городах, за исключением лесов, лесопарков и некоторых парков, образующих леса (например, парк «Сокольники», который входит в состав городских лесов г. Москвы).
Зеленая растительность поселений выполняет две основные функций:экологическую и культурно-оздоровительную.
Выбор земельного участка под строительство населенного пункта (города) или его расширение должен осуществляться:
- с учетом санитарно-гигиенических и экологических показателей городской среды;
- исходя из рациональности использования природных, топливно-энергетических и других ресурсов, степени экологической опасности намечаемых градостроительных решений.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- с предварительным согласованием мест размещения объектов.