Правовая охрана окружающей среды в городских и сельских поселениях

При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

При разработке норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Эти правила должны выполняться при:

- решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон;

- выборе земельных участков под строительство;

- проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, инженерной инфраструктуры;

- благоустройстве иных объектов.

Одним из показателей величины антропогенной нагрузки является плотность выбросов загрязняющих веществ на душу населения и плот­ность на единицу площади города.

Окружающая среда городов и город­ских агломераций как объект правовой охраны представляет собой слож­ную систему, включающую в себя элементы природной среды, матери­альные ценности и условия жизнедеятельности населения, находящиеся в административно-территориальных границах городов, их пригородных и зеленых зонах, а также в агломеративных пределах.

По функциональным признакам правовая охрана окружающей среды городов включает в себя

во-первых, экологи­ческие требования к размещению и развитию городов как центров расселе­ния людей,

во-вторых, экологические требования к хозяйственной деятель­ности в городах как центрах размещения производительных сил,

в-третьих, экологические требования, обеспечивающие социально-экологическое бла­гополучие населения городов».

Охрана окружающей среды городских и сельских посе­лений ведется по нескольким направлениям,приоритетность и содержание которых в конкретном поселении зависит от состояния окружающей среды на его территории, экономической ситуации, а также уровня эколого-правовой культуры должностных лиц органов местного самоуправления.

Первоенаправление охраны окружающей среды городских и сельских поселений заключается в учете экологических требований при организа­ции планировки и застройки городов в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ. Разработка градостроительной докумен­тации, строительство и реконструкция городских и сельских поселений, зданий, строений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей среды, экологической безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территории городских и сельских поселений и ограничений в области экологической безопасности, уста­новленных территориальными комплексными схемами охраны природы и природопользования, а также с учетом последствий вредного воздейст­вия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и здоро­вье человека.

В градостроительную документацию всех видов в соответствии с за­данием на ее разработку включаются разделы об охране недр, окружаю­щей среды, о рациональном использовании природных ресурсов и земле­устройстве. При осуществлении градостроительной деятельности ее субъ­екты обязаны соблюдать требования по рациональному землепользова­нию, охране природы, ресурсосбережению, а также принимать меры по защите территорий от опасных природных и техногенных процессов.

Строительство и реконструкция предприятий должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим раздел охраны окружающей среды и получившим положительное заключение государственной экологиче­ской экспертизы, в строгом соответствии с действующими природо­охранными нормами. Размещение предприятий и сооружений должно производиться только при условии возможности создания санитарно-защитных зон, предусмотренных санитарными нормами проектирования промышленных предприятий, обеспечивающих снижение вредных ве­ществ до предельно допустимых концентраций или уровней. Создание санитарно-защитных зон (озеленение территории, снос жилых домов) должно предусматриваться проектами предприятий и сооружений с включением затрат в стоимость строительства и реконструкции объекта.

На территориях курортных, лечебно-оздоровительных зон и округов санитарной охраны запрещается размещение, проектирование и строи­тельство объектов, строительство и эксплуатация которых могут привести к ухудшению качества и уменьшению количества природных лечебных ресурсов.

Второенаправление охраны окружающей среды городских и сельских поселений заключается в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть такого состояния здоровья населения, среды обитания людей, при котором отсутствует вредное воздействие фак­торов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Правовое обеспечение санитарного режима в населенных пунктах включает в себя, в частности, следующие меры:

1. Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к плани­ровке и застройкегородских и сельских поселений. Это означает, что при разработке схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения промышленных и иных объектов, выборе земельных участ­ков под строительство должны соблюдаться санитарные правила. Утвер­ждение норм проектирования и проектной документации по планировке и застройке городских и сельских поселений, строительству, реконструк­ции, консервации и ликвидации промышленных и иных объектов, пре­доставлению земельных участков под строительство допускается при на­личии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.

2. Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам.Водные объекты, расположенные на территории городских и сельских поселений, не должны быть источниками негативных воздейст­вий на здоровье населения. Критерии безопасности и безвредности водных объектов для здоровья населения устанавливаются санитарными правилами. Разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных це­лях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключе­ния о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного использования водного объекта.

3. Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному возду­хуна территории городских и сельских поселений, предельно допустимых концентраций (уровня) химиче­ских, биологических веществ и микроорганизмов устанавливаются сани­тарными правилами.

При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосфер­ного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при за­стройке и реконструкции городских и сельских поселений должны учиты­ваться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.

4. Санитарно-эпидемиологические требования к почвам,содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок. Содержание территорий городских и сельских поселений должно отве­чать санитарным правилам. Порядок и условия содержания территорий городских и сельских поселений устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологических заключе­ний о соответствии указанного порядка и условий санитарным правилам.

Третьенаправление охраны окружающей среды городских и сельских поселений заключается в проведении мероприятий по благоустройству территорий поселений (включая озеленение), которые отнесены к меро­приятиям местного значения, осуществляемым органами местного самоуправления и финансируемым исключительно из местных бюджетов (ст. 87 Бюджетного кодекса РФ).

Благоустройство - совокупность систем и объектов, построенных или произведенных действиями предприятий и организаций, физических лиц, направленная на создание или улучшение условий проживания жи­телей и функционирования инфраструктур города в соответствии с дей­ствующим законодательством, утвержденными нормами и правилами.

К понятию благоустройства города или его объектов относится улуч­шение внешнего вида и качества таких объектов, как здания и сооруже­ния, дороги, проезды, площади, тротуары, инженерные сети, мосты, пу­тепроводы, дамбы, набережные, пляжи, гидротехнические сооружения, памятники, устройства и сооружения транспортного назначения, осве­щение, озеленение,санитарная очистка и уборка и т. д.

Под озеленением следует понимать деятельность органов местного са­моуправления, юридических лиц и граждан по выращиванию (восстанов­лению) древестно-кустарниковой и травянистой растительности естественного и искусственного происхождения в черте городских и сельских поселений.

Зеленые насаждения можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле в них следует включить все виды насаждений, произрастающих в городских поселениях (леса, парки, лесопарки, сады, кустарники и др.). В узком смысле под ними следует понимать все виды зеленых насаждений, произрастающих в городах, за исключением лесов, лесопарков и некоторых парков, образующих леса (например, парк «Со­кольники», который входит в состав городских лесов г. Москвы).

Зеленая растительность поселений выполняет две основные функций:экологическую и культурно-оздоровительную.

 

Выбор земельного участка под строительство населенного пункта (города) или его расширение должен осуществляться:

- с учетом санитарно-гигиенических и экологических показателей городской среды;

- исходя из рациональности использования природных, топливно-энергетических и других ресурсов, степени экологической опасности намечаемых градостроительных решений.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

- без предварительного согласования мест размещения объектов;

- с предварительным согласованием мест размещения объектов.