Общие положения об охране и рациональном использовании вод
Лекция 14. Охрана и рациональное использование вод
План:
1. Общие положения об охране и рациональном использовании вод
2. Мероприятия по охране и рациональному использованию вод
Вода - химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях, воды - вся вода, находящаяся в водных объектах.
Водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы.
Водный объект- природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В России сосредоточено около четверти мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Среднемноголетние ресурсы речного стока России составляют 4,3 тыс.куб. метров в год (10 процентов мирового речного стока), или около 30 тыс.куб. метров в год на одного жителя. Вместе с тем на наиболее развитые в промышленном и сельскохозяйственном отношении регионы страны приходится 8 процентов общего объема речного стока (менее 3 тыс.куб. метров в год на одного жителя). В озерах сосредоточено около 24,1 тыс.куб. километров пресных вод.
В России создан мощный водохозяйственный комплекс для обеспечения потребностей в воде населения, промышленности, сельского хозяйства, гидроэнергетики, для развития судоходства, рыбного промысла, рекреации. Стоимость основных производственных фондов водохозяйственного комплекса оценивается в 350 млрд. рублей. Основную их часть составляют системы территориального перераспределения стока (41 процент), гидроузлы и гидросооружения для регулирования стока рек (25 процентов), системы и сооружения для водообеспечения орошаемого земледелия и сельскохозяйственного водоснабжения (13 процентов). Стоимость сооружений для защиты от вредного воздействия вод составляет лишь 3 процента (должна составлять не менее 10-15 процентов).
Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;
2) приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
3) сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;
4) целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей;
5) приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования. Предоставление их в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов;
6) участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. Граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством РФ;
7) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством;
8) равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц;
9) регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход);
10) регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей и др.
Водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.
Приоритетным является использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Для этих целей должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Отнесение водного объекта к источникам питьевого водоснабжения должно осуществляться с учетом его надежности и возможности организации зон и округов санитарной охраны.
Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.
Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:
1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;
2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;
3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.
Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
Охрана вод- это система мероприятий по сохранению и восстановлению водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения, а также ликвидации последствий указанных явлений. Как и в случаях охраны других природных объектов, задача охраны вод решается посредством возложения обязанностей на субъектов водных отношений (граждан и юридических лип, а также государство), включая требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также посредством придания отдельным водным объектам особого эколого-правового статуса.