Государственный баланс запасов полезных ископаемых
Государственный учет работ по геологическому изучению недр
Регулирование изучения и пользования недрами предполагает учет и государственную регистрацию работ, затрагивающих недра. В соответствии со ст. 28 Закона «О недрах» государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами.
Государственный баланс запасов полезных ископаемых является обобщением некоторых данных, содержащихся в Государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых (ст. 30 Закона). Но, в отличие от Кадастра, он включает только те месторождения, выявленные запасы полезных ископаемых которых позволяют считать их имеющими промышленное значение. Согласно ст. 31 Закона «О недрах», баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются Федеральным агентством по недропользованию.
Подобно Государственному кадастру месторождений и проявлений полезных ископаемых Госбаланс запасов полезных ископаемых должен служить для планирования дальнейшего изучения недр. Разница между этими системами документов заключается в том, что в Кадастре фиксируется в основном то, что «предлагает» природа, а данные Госбаланса направлены скорее на выявление тех видов сырья, разведанных запасов которых недостаточно и поиск которых оправдан с позиции спроса на них отраслей народного хозяйства. Поэтому не исключено, что перспективные месторождения с точки зрения Госкадастра могут оказаться маловостребованными с позиции Госбаланса и наоборот. «Примирить» эти позиции могут только экономические расчеты и экологические прогнозы, в которых учитываются как ценность отдельных видов сырья для народного хозяйства, так и производственные особенности разработки отдельных месторождений
4) создание особо охраняемых геологических территорий
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных объектов, достопримечательностей, имеющих особое научное, культурное, эстетическое значение, регулируются Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г., изданным в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов.
Суть данного направления заключается в том, что редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую, научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается.
В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию (ст. 33 Закона РФ «О недрах») (хотя, неспециалисту весьма сложно отличить, например, отдельные палеонтологические находки от обработанных природой кусков камня. Не менее сложная проблема и с идентификацией археологических находок).
В целом задачи государственного регулирования отношений недропользованияопределены в ст. 35 Закона «О недрах». Приоритетное направление государственного регулирования отношений недропользования - обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ.
Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.
В задачи государственного регулирования входят:
определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;
обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;
установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.
Опираясь на эти задачи, органы законодательной и исполнительной власти разрабатывают, принимают соответствующие нормативные правовые акты, способствующие наиболее полной реализации поставленных задач; осуществляют контроль и надзор за исполнением требований законодательства.