Мероприятия по охране и рациональному использованию земель
Содержание процесса охраны земель
Содержание охраны земель составляют выполнение специальных программ охраны, оценка состояния земель и эффективности мероприятий по охране, а также другие факторы.
Ст. 12 Земельного кодекса устанавливает, что использование земель должно осуществляться способам обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, с новой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности, и определяется целями охраны земли:
1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
С целью охраны земель разрабатываются соответствующие программы, предусматривающие перечень обязательных мероприятий по охране земель. При этом учитываются особенности хозяйственной деятельности, природные и другие условия.
Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель осуществляются на основании экологической экспертизы, установленных санитарно - гигиенических и иных норм и требований. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.
Внедрение новых технологий, реализация программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются, если они не соответствуют установленным экологическим, санитарно - гигиеническим и иным требованиям. Чтобы предотвратить деградацию земель, восстановить плодородие почвы разрешается консервация земель с изъятием их из оборота.
Особый порядок использования установлен для земель, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным требованиям. Такие земли подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, они могут переводиться в земли запаса для консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
Эффективность мероприятий по охране земель во многом зависит от экономических факторов стимулирования рационального использования и бережного отношения к земельным ресурсам. Порядок такого стимулирования устанавливается, в частности, бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Меры, повышающие заинтересованность в охране земель, рассчитаны в первую очередь: на собственников земельных участков; землепользователей; землевладельцев; арендаторов земельных участков.
Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель предусматривает, в частности, следующие меры:
- освобождение от платы за земельные участки в период их освоения и период, предусмотренный проектом производства работ;
- поощрение работников сельскохозяйственных предприятий, руководителей и специалистов за реализацию мероприятий по улучшению качества земель, повышению плодородия почв и их продуктивности;
- установление повышенных цен на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию;
- компенсацию собственникам земель и другим пользователям произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв.
Ответственность за нарушения законодательства в сфере использования и охраны земель.За нарушения требований земельного законодательства виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.
В соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ основанием для наступления дисциплинарной ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. При этом кроме предусмотренных Кодексом видов взысканий на отдельные категории работников могут быть наложены взыскания, установленные в федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине. В случае, если совершенное работником деяние причинило ущерб работодателю, то согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ такой работник обязан нести материальную ответственность.
КоАП РФ предусматривает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за совершение таких проступков, как:
самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);
уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ст. 7.2);
самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округ санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8);
самовольная переуступка права пользования землей (ст. 7.10);
незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16);
порча земель (ст. 8.6);
невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7);
использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8) и ряд других нарушений.
Ответственность за отдельные нарушения законодательства об использовании и охране земель может наступать и в соответствии с законодательные актами субъектов РФ.
Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за:
- регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170 УК РФ);
- отравление, загрязнение или порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращен с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иные опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (ст. 254 УК РФ).
Гражданско-правовая ответственность за совершение нарушений земельного законодательства наступает на основании решений суда и может выражаться в возмещении виновным причиненного вреда окружающей среде или здоровью граждан, в том числе в результате совершения преступления или административного проступка, либо в совершении (воздержании) каких-либо обязательных действий, например, освобождении самовольно занятого земельного участка.
Государственное управление в сфере использования и охраны земель в основном заключается в реализации таких мероприятий как:
1. Осуществление мониторинга земель;
2. Проведение землеустройства;
3. Ведение государственного земельного кадастра;
4. Осуществление государственного контроля;
5. Проведение мелиоративных мероприятий
1. Мониторинг земель (происходит от лат. monitor - наблюдающий, предостерегающий) согласно ст. 67 Земельного кодекса РФ - система наблюдения за состоянием земель на всей территории РФ. При этом основными задачами проведения мониторинга являются:
- своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
- информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
- обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
2.Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.01 г. устанавливает правовые основы проведения землеустройствав целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.
Под землеустройствомсогласно ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве» понимаются «мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также для организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство)».
Функции государственного управления землеустроительным процессом РФ в соответствии с Положением о Федеральной службе земельного кадастра России осуществляют Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы.
Главной задачей землеустройства является организация рационального использования земель всех категорий, в том числе и сельскохозяйственного назначения.
Землеустройство - это комплекс мероприятий, осуществляемых государством, землевладельцами, землепользователями и собственниками земель по наведению порядка в использовании и охране земель. Землеустройство включает в себя правовые, организационно-хозяйственные, экономические, технологические и технические мероприятия.