Административная ответственность за экологические правонарушения

Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

Административное экологическое правонарушение – это противоправное, виновное действие или бездействие физиче­ского или юридического лица, посягающее на конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред окружающей среде (содержащее реальную угрозу та­кого причинения), за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ пре­дусмотрена административная ответственность.

В Мурманской области действует ЗМО от 06 июня 2003 г. «Об административных правонарушениях», который наряду с КоАПом устанавливает административную ответственность физических и юридических лиц за правонарушения, совершенные на территории Мурманской области.

Административная ответственность за проступки, предусмотренные КоАП РФ, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности.

В числе федеральных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных экологических правонарушениях, КоАП РФ выде­ляет (кроме судей) органы внутренних дел, органы государственной санитарно-эпидемиологической служ­бы, органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в об­ласти защиты растений, органы, осуществляющие государственный кон­троль за химизацией и использованием химических средств в сельском хозяйстве, органы охраны территорий государственных природных запо­ведников и национальных парков, органы, осуществляющие государст­венный экологический контроль, и ряд других.

За административные проступки в отношении природополь­зования, против существующего экологического законодательства и др. применяются следующие основные администра­тивные взыскания:

- предупреждение (в письменной форме);

- штраф;

- лишение специального права,

- предоставленного физическому лицу (например, права управления трактором или иной сельскохозяйственной техникой).

Дополнительные:

- возмездное изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного проступка (только по суду),

- административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (по решению уполномоченных органов или по суду).

Все составы экологических правонарушений, за кото­рые может наступить административная ответственность, могут быть условно классифицированы в 4 группы.

В первую группувходят составы, устанавливающие ответственность за нарушение общих (базовых) эколого-правовых требований, распростра­няющихся на все институты экологического права. К их числу относятся нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4), со­крытие или искажение экологической информации (ст. 8.5) и т. д.

Во вторую группувходят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правил по охране отдельных природных ресурсов. В их числе порча земель (ст. 8.6), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение требований к охране лесов (ст. 8.31) и т. д.

В третью группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правового режима территорий с особым эколого-правовым статусом. К таким составам относятся: нарушение правил охраны и ис­пользования природных ресурсов на особо охраняемых природных тер­риториях (ст. 8.39), а также нарушение порядка предоставления в поль­зование и режима использования земельных участков и лесов в водоох­ранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

В четвертую группу входят составы, устанавливающие ответ­ственность за нарушение требований в области охраны окружающей сре­ды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности (в про­мышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и т. д.). Например, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических тре­бований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3), выпуск в эксплуатацию механиче­ских транспортных средств с превышением нормативов содержания загряз­няющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23) и т. д.