Субъекты государственной экологической экспертизы.
Субъектами государственной экологической экспертизы являются специально уполномоченные органы в области экологической экспертизы, а также заказчики объектов экологической экспертизы.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 161 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования», одной из основных функций Федеральной службы по надзору в сфере экологии и природопользования является организация и проведение государственной экологической экспертизы. Структурным подразделением данной службы выступает Управление государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и экологии РФ. На уровне субъектов РФ экспертизу осуществляет соответствующий отдел (управление) территориального подразделения Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Разделение полномочий между органами государственной экологической экспертизы федерального уровня и уровня субъекта РФ определяется ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» на основании масштаба и значения хозяйственных объектов (видов деятельности).
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией.
Заказчики - это юридические и физические лица, которые заказывают и оплачивают специально уполномоченным органам организацию и проведение работы по выявлению соответствия предполагаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям. При этом в случае отступления от проекта, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, заказчик обязан пройти экспертизу повторно.
Объекты экологической экспертизыполно и подробно объекты определены в ФЗ РФ «Об экологической экспертизе», - это объекты или деятельность, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.
Объектомэкологической экспертизы являются материалы и документы, представляемые заказчиком на государственную или общественную экологическую экспертизу. Согласно ст. 37 Закона «Об охране окружающей природной среды» и ст. 11 и 12 Закона «Об экологической экспертизе» к их числу, в частности, относятся следующие документы.
Во-первых, проекты правовых актов РФ и субъектов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду (непредставление таких проектов является одним из самых распространенных нарушений ФЗ «Об экологической экспертизе»).
Во-вторых, материалы комплексного экологического обследования участков территории - для придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий, или чрезвычайной экологической ситуации, или зон экологического бедствия.
В-третьих, проекты федеральных планов и программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду.
В-четвертых, все виды градостроительной документации, то есть документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке (например, Генеральная схема расселения на территории РФ).
В-пятых, материалы по обоснованию прогнозов развития и размещения производительных сил.
В-шестых, проекты технической документации на новую технику, технологию, материалы и иные виды документации и др.