Понятие и система органов экологического управления
Лекция 5. Основы управления в области охраны окружающей среды
План:
1. Понятие и система органов экологического управления
2. Полномочия органов экологического управления
Вопросы организации управления в области охраны природы и природопользования являются чрезвычайно актуальными для современного развития России. Одна из наиболее важной отрасли экономики, использование природных ресурсов является постоянным источником загрязнения окружающей среды и угроза здоровью и экологическому благополучию населения. Определить рациональный порядок природопользования, создать оптимальную правовую базу для эффективного управления природными ресурсами - это задачи, которые стоят перед нашим законодателем.
В Словаре русского языка С.И. Ожеговараскрывается понятие «управлять» - то есть «руководить, направлять деятельность, действия кого-чего-нибудь».
Итак, что понимается под государственным управлением охраной природы и использованием природных ресурсов. Нельзя не обратить внимание на различия в точках зрения ученых по данному вопросу. Колбасов О.С. понимает под государственным управлением организующую деятельность конкретных государственных органов [10]. Другие ученые считают, что предпосылкой для характеристики сущности государственного управления выступает учение об управлении как воздействии управляющей системы (субъекта управления) на систему управления (объект управления) [11]. Третьи, давая определение государственному управлению, внедряют принцип властного воздействия и понимают под государственным управлением научное обоснование, планомерное, непрерывное, властное воздействие государства на общественную систему [12].
Экологическое управление -исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленная на регулирование отношений в сфере взаимодействия природы и общества в целях обеспечения благоприятного качества окружающей среды, соблюдение и защиту экологических прав и интересов физических и юридических лиц; деятельность, направленная на обеспечение экологического порядка при взаимодействии общества с окружающей средой, реализации экологических прав и соблюдении сих обязанностей субъектов государства.
Важно помнить, что управление представляется как деятельность не только государственных органов, но и органов местного самоуправления, граждан и общественных объединений. Управление - это деятельность не только по осуществлению прав органов управления, но и деятельность по выполнению ими обязанностей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды. Обосновывается тезис, что совокупность правовых норм, регулирующих отношения по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, выступает как правовой институт экологического права.
В целом управление природопользованием и охраной окружающей средой призвано обеспечить реализацию экологического законодательства.
К числу субъектовгосударственного управления относятся органы государственной власти РФ и субъектов РФ, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность по обеспечению благоприятного качества окружающей среды и защите экологических прав граждан.
Формулируя цели управления природопользованием и охраной окружающей среды, можно сказать, что оно призвано способствовать:
- обеспечению выполнения планов, программ, мероприятий в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а значит и обеспечения экологической безопасности в целом;
- неукоснительному соблюдению требований экологического законодательства всеми органами, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами;
- достижению качества окружающей природной среды, необходимого для сохранения здоровья людей, а также природных объектов и ресурсов. При этом следует подчеркнуть, что от качества управления во многом зависит состояние окружающей среды.
В соответствии с Конституцией РФ и ФЗ РФ от 10.01.02 г. «Об охране окружающей среды» в ведении РФ находятся:
- управление природными ресурсами, находящимися в федеральной государственной собственности;
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития РФ;
- установление порядка определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;
- внешнеэкономические международные отношения и международные договоры в области охраны окружающей природной среды;
- установление порядка использования, перевозки и хранения опасных веществ и отходов;
- определение статуса и защита территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, охрана озонового слоя и космического пространства;
- мониторинг, стандарты, эталоны окружающей среды, их официальный учет;
- установление правового режима чрезвычайных экологических зон и объявление таких зон объектами федерального значения;
- установление порядка организации и деятельности органов управления и контроля в области охраны окружающей природной среды, координация мер по реализации государственной экологической политики.
В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся:
- обеспечение экологической безопасности и экологического правопорядка;
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности на природные ресурсы;
- общие вопросы экологического воспитания, образования и науки;
- осуществление мер по борьбе с экологическими катастрофами, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий;
- установление общих принципов налогообложения и сборов в области природопользования и охраны окружающей среды в РФ;
- законодательство об охране окружающей среды, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах;
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
- установление общих принципов организации системы органов экологического управления и контроля;
- подготовка и повышение квалификации кадров специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды;
- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды, выполнение международных договоров РФ в области охраны окружающей среды.
Вне пределов ведения РФ, пределов совместного ведения России и ее субъектов последние обладают полнотой власти в области природопользования и охраны окружающей среды. Большими полномочиями в этой сфере наделены также органы местного самоуправления, о чем будет сказано ниже.
Эти и другие функции управления природопользованием и охраной окружающей среды реализуют органы представительной и исполнительной власти разных уровней и органы специальной компетенции.
Субъектов государственного экологического управления по критерию объема и характера их компетенции можно условно классифицировать:
во-первых, на органы общей и специальной компетенции (последние делятся на отраслевые и межотраслевые),
во-вторых, на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. При этом следует иметь в виду и такую реальность сегодняшнего дня, как формирование субфедерального управленческого уровня в результате создания федеральных округов, представленного территориальными подразделениями ряда федеральных органов исполнительной власти, наделенных определенными полномочиями в сфере охраны окружающей среды.
Анализируя ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» и иные акты можно определить систему принципов государственного управления в области охраны окружающей среды:
- приоритет охраны жизни и здоровья человека, сохранение и восстановление окружающей среды, благоприятной для жизни населения;
- государственная собственность на природные ресурсы; контролируемая государством частная собственность на землю;
- сбалансированное решение экологических задач развития общества при решении задач социально-экономического развития государства;
- применения экономических методов управления путем внедрения экономического стимулирования для обеспечения экологического порядка;
- широкое привлечение и активное участие граждан, населения, общественных объединений и органов местного самоуправления в решении экологических проблем.
Это наиболее специфические принципы государственного управления в области экологического права. Но следует учитывать, что в области природопользования применяются и общие принципы управления: законность, плановость, подчиняемость и т. д.
Способы осуществления управленческой деятельности общеприняты в юридической литературе, они обозначают формы и методы управления.
Формы государственного управления выражаются в трех основных видах:
1) правотворческая - разработка и принятие государственными органами нормативных актов, направленных на регулирования управленческих отношений;
2) правоприменительная - это деятельность государства, направленная на реализацию управленческих нормативных актов, путем принятия и осуществления конкретных действий;
3) правоохранительная - это деятельность государства, по принятию карательных мер к лицам нарушившим или не выполняющим требования, предусмотренные государственными нормативным актам.