Понятие и система органов экологического управления

Лекция 5. Основы управления в области охраны окружающей среды

План:

1. Понятие и система органов экологического управления

2. Полномочия органов экологического управления

 

Вопросы организации управления в области охраны природы и природопользования являются чрезвычайно актуальными для современного развития России. Одна из наиболее важной отрасли экономики, использование природных ресурсов является постоянным источником загрязнения окружающей среды и угроза здоровью и экологическому благополучию населения. Определить рациональный порядок природопользования, создать оптимальную правовую базу для эффективного управления природными ресурсами - это задачи, которые стоят перед нашим законодателем.

В Словаре русского языка С.И. Ожеговараскрывается понятие «управ­лять» - то есть «руководить, направлять деятельность, действия кого-чего-нибудь».

Итак, что понимается под государственным управлением охраной природы и использованием природных ресурсов. Нельзя не обратить внимание на различия в точках зрения ученых по данному вопросу. Колбасов О.С. понимает под государственным управлением организующую деятельность конкретных государственных органов [10]. Другие ученые считают, что предпосылкой для характеристики сущности государственного управления выступает учение об управлении как воздействии управляющей системы (субъекта управления) на систему управления (объект управления) [11]. Третьи, давая определение государственному управлению, внедряют принцип властного воздействия и понимают под государственным управлением научное обоснование, планомерное, непрерывное, властное воздействие государства на общественную систему [12].

Экологическое управление -исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленная на регулирование отношений в сфере взаимодействия природы и общества в целях обеспечения благо­приятного качества окружающей среды, соблюдение и защиту экологиче­ских прав и интересов физических и юридических лиц; деятельность, направленная на обеспечение экологического порядка при взаимодействии общества с окружающей средой, реализации экологических прав и соблюдении сих обязанностей субъектов государства.

Важно помнить, что управление представляется как деятельность не толь­ко государственных органов, но и органов местного самоуправления, граждан и общественных объединений. Управление - это деятельность не только по осущест­влению прав органов управления, но и деятельность по выполнению ими обязанно­стей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды. Обосновывается тезис, что совокупность правовых норм, регулирующих отношения по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, выступает как правовой институт экологического права.

В целом управление природопользованием и охраной окружающей средой призвано обеспечить реализацию экологического законодательства.

К числу субъектовгосударственного управления относятся органы го­сударственной власти РФ и субъектов РФ, осуществ­ляющие исполнительно-распорядительную деятельность по обеспечению благоприятного качества окружающей среды и защите экологических прав граждан.

Формулируя цели управления природопользованием и ох­раной окружающей среды, можно сказать, что оно призвано способствовать:

- обеспечению выполнения планов, программ, мероприятий в сфере при­родопользования и охраны окружающей среды, а значит и обеспечения экологической безопасности в целом;

- неукоснительному соблюдению требований экологического законода­тельства всеми органами, независимо от форм собственности и подчи­ненности, должностными лицами и гражданами;

- достижению качества окружающей природной среды, необходимого для сохранения здоровья людей, а также природных объектов и ресурсов. При этом следует подчеркнуть, что от качества управления во многом за­висит состояние окружающей среды.

В соответствии с Конституцией РФ и ФЗ РФ от 10.01.02 г. «Об охране окружающей среды» в ведении РФ находятся:

- управление природными ресурсами, находящимися в федеральной госу­дарственной собственности;

- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития РФ;

- установление порядка определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;

- внешнеэкономические международные отношения и международные до­говоры в области охраны окружающей природной среды;

- установление порядка использования, перевозки и хранения опасных ве­ществ и отходов;

- определение статуса и защита территориального моря, воздушного про­странства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, охрана озонового слоя и космического пространства;

- мониторинг, стандарты, эталоны окружающей среды, их официальный учет;

- установление правового режима чрезвычайных экологических зон и объ­явление таких зон объектами федерального значения;

- установление порядка организации и деятельности органов управления и контроля в области охраны окружающей природной среды, координация мер по реализации государственной экологической политики.

В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся:

- обеспечение экологической безопасности и экологического правопоряд­ка;

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, вод­ными и другими природными ресурсами, разграничения государственной собственности на природные ресурсы;

- общие вопросы экологического воспитания, образования и науки;

- осуществление мер по борьбе с экологическими катастрофами, стихий­ными бедствиями, ликвидация их последствий;

- установление общих принципов налогообложения и сборов в области природопользования и охраны окружающей среды в РФ;

- законодательство об охране окружающей среды, земельное, водное, лес­ное законодательство, законодательство о недрах;

- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни мало­численных этнических общностей;

- установление общих принципов организации системы органов экологи­ческого управления и контроля;

- подготовка и повышение квалификации кадров специально уполномо­ченных органов в области охраны окружающей среды;

- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ в области природопользования и охраны окру­жающей среды, выполнение международных договоров РФ в области охраны окружающей среды.

Вне пределов ведения РФ, пределов совместного ве­дения России и ее субъектов последние обладают полнотой власти в области природопользования и охраны окружающей среды. Большими полномочиями в этой сфере наделены также органы местного самоуправления, о чем будет сказано ниже.

Эти и другие функции управления природопользованием и охраной окру­жающей среды реализуют органы представительной и исполнительной вла­сти разных уровней и органы специальной компетенции.

Субъектов государственного экологического управления по критерию объема и характера их компетенции можно условно классифицировать:

во-первых, на органы общей и специальной компетенции (последние делятся на отраслевые и межотраслевые),

во-вторых, на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнитель­ной власти субъектов РФ. При этом следует иметь в виду и такую реаль­ность сегодняшнего дня, как формирование субфедерального управленче­ского уровня в результате создания федеральных округов, представленно­го территориальными подразделениями ряда федеральных органов ис­полнительной власти, наделенных определенными полномочиями в сфе­ре охраны окружающей среды.

Анализируя ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» и иные акты можно определить систему принципов государственного управления в области охраны окружающей среды:

- приоритет охраны жизни и здоровья человека, сохранение и восстановление окружающей среды, благоприятной для жизни населения;

- государственная собственность на природные ресурсы; контролируемая государством частная собственность на землю;

- сбалансированное решение экологических задач развития общества при решении задач социально-экономического развития государства;

- применения экономических методов управления путем внедрения экономического стимулирования для обеспечения экологического порядка;

- широкое привлечение и активное участие граждан, населения, общественных объединений и органов местного самоуправления в решении экологических проблем.

Это наиболее специфические принципы государственного управления в области экологического права. Но следует учитывать, что в области природопользования применяются и общие принципы управления: законность, плановость, подчиняемость и т. д.

Способы осуществления управленческой деятельности общеприняты в юридической литературе, они обозначают формы и методы управления.

Формы государственного управления выражаются в трех основных видах:

1) правотворческая - разработка и принятие государственными органами нормативных актов, направленных на регулирования управленческих отношений;

2) правоприменительная - это деятельность государства, направленная на реализацию управленческих нормативных актов, путем принятия и осуществления конкретных действий;

3) правоохранительная - это деятельность государства, по принятию карательных мер к лицам нарушившим или не выполняющим требования, предусмотренные государственными нормативным актам.