Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Под экологической информациейможно понимать сведения об окру­жающей человека среде, о деятельности, негативно влияющей (или мо­гущей влиять) на природные объекты и организм человека, а также све­дения о мерах по охране окружающей среды и обеспечению соблюдения защиты экологических прав граждан.

Указанной информацией располагают, в первую очередь, специально уполномоченные органы государства в области охраны окружающей среды. Такую информацию о состоянии окружающей среды компетентные органы получают посредством проведения мониторинга (системы мероприя­тий по наблюдению за качественным состоянием окружающей среды).

Информация о состоянии ок­ружающей среды не относится к числу сведений, которые составляют государственную тайну (ст. 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»).

Говоря о «закрытии» экологической информации в связи со сведениями, составляющими государственную тайну и конфиденциальную информацию, следует твердо понимать, что это уже не экологическая, а военная, оборонная, техническая, служебная, коммерческая и т.д., но никак не экологическая информация!

В Конституции РФ эколого-правовые нормы ограничены лишь «Перечнем сведений, составляющих государственную тайну». При этом указанный перечень должен:

- соответствовать юридическому понятию «государственная тайна» и быть ориентированным на «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне»);

- быть направленным только на правовое регулирование отношений, возникающих «в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации» (из преамбулы Закона «О государственной тайне»).

Из этого следует, что критерием отделения сведений, относящихся к экологической информации, и сведений, содержащих государственную тайну, является наличие в них любой информации о воздействии на окружающую среду и угрозе здоровью (жизни) людей, находящихся на соответствующей территории.

Таким образом, государственная тайна должна заканчиваться там, где начинается экологический вред. Только такой критерий позволит разграничить указанные группы сведений в спорных ситуациях. Тот же критерий должен быть применен и при отделении экологических сведений от других видов информации с ограниченным доступом - конфиденциальной информации (служебная, коммерческая, врачебная и иные виды тайн).

Все иные решения должны быть признаны антиконституционными.

Право на «достоверную информацию о состоянии окружающей среды» может быть рассмотрено в широком и узком смысле.

В широком смысле речь идет о праве на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека как по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью), так и в силу стихийных катаклизмов в самой природе (землетрясение, наводнение, сель и т.д.). Ст. 42 Конституции провозглашает право каждого знать о таких явлениях.

В узком смыследанное право можно рассматривать как субъективное право конкретных лиц знать подробности о неблагоприятном состоянии природы на территории их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям мест, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы). В этом же смысле право на получение достоверной информации может принадлежать и лицам, родственники которых проживают в неблагоприятной окружающей среде, а также гражданам, направляемым туда на работу или в командировку.

На современном этапе развития общественных отношений в России, с одной стороны, наблюдается планомерный рост уровня развития техники, постепенный подъем промышленности, а с другой - изнашивание, практически без тенденций к обновлению, многолетне используемых технологических и природных ресурсов, что неизбежно приводит к обострению техногенной обстановки в стране. Очевидно, что при этом нарушаются экологические права и законные интересы практически всего населения Российской Федерации. С неизменной стабильностью средства массовой информации сообщают о многочисленных экологических нарушениях, противоречащих конституционному праву каждого на благоприятную окружающую среду.

В качестве причин возникновения сложившейся ситуации называются экологическое невежество, эколого-правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к правам граждан со стороны чиновников.

Информационные права граждан находятся в тесной взаимосвязи с экологическими и, более того, способствуют реализации экологических прав. Но дело в том, что многие граждане слабо знают свои экологические права и, в частности, право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст.42 Конституции РФ). А это представляет собой очень серьезную проблему, поскольку право на получение экологической информации позволяет, в свою очередь, реализовать и другие важные права, такие как право на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Часть 3 ст. 41 Конституции РФ устанавливает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой юридическую ответственность. Однако, нeсмотря на данную норму Конституции РФ и на наличие соответствующего состава правонарушения, по-прежнему остается затруднительным привлечение к ответственности «должностных лиц за непредоставление экологической информации.

Так, ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации» Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевремен­ное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окру­жающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загряз­нения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о со­стоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей при­родной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда). При этом содержание категорий «полная» и «достоверная» информация зако­нодательством не определены.

Для реализации этого права необходимо, чтобы граждане и общественные организации могли получить информацию своевременную, полную и достоверную.

Полнота получения информации ограничивается как юридически - через Перечень сведений, составляющей государственную и иную тайну (который вступает в противоречие с законом, так как в него включены сведения об объектах, значимых для жизни и здоровья граждан), так и практически: либо путем непредоставления запрашиваемой информации (например, заказчиком - документов для общественной экологической экспертизы), либо через хорошо отработанную систему “бюрократических отписок”, либо внутриведомственными распоряжениями о “служебности” информации.

Достоверностьпоставляемой и предоставляемой гражданам информации также проблематична. Сложившаяся практика показывает, что значимая для безопасности информация скрывается и сознательно искажается. Требуется целенаправленная работа для обеспечения открытости экологически значимой информации и прозрачности деятельности потенциально опасных объектов.

Своевременность информации. В тех редких случаях, когда информация общественности все же предоставляется, она обычно настолько запаздывает, что не позволяет гражданам реализовать свои права на участие в принятии решений.