Понятие, система и тенденции развития экологического законодательства
Источники экологического права - это нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Для классификации источников экологического права обычно используются разные критерии. Например:
1) по юридической силе и форме - Конституция, конституционные законы, законы и подзаконные акты (указы Президента и акты губернаторов, мэров, акты Правительства, а также ведомственные акты);
2) по территориальному действию - распространяющиеся на все страны, группу стран, территорию РФ в целом и действующие на территории отдельного субъекта РФ или нескольких субъектов РФ, а также локальные;
3) по предмету регулирования- общие экологические, специальные экологические и содержащие отдельные экологические нормы или обеспечивающие реализацию, защиту экологических предписаний, но относящиеся к другим отраслям законодательства нормы (например, Федеральные законы: «Об экологической экспертизе» - общий, «О континентальном шельфе РФ» и «Об исключительной экономической зоне РФ» - специальные; УК РФ - обеспечивающий и содержащий экологические нормы-запреты акт (в гл. 26);
4) по объекту регулирования - устанавливающие правила:
а) охраны и использования средообразующих элементов (земель, лесов, недр, вод, воздуха, животного мира);
б) осуществления отдельных видов деятельности (например, биотехнологий и генной инженерии, мелиорации, рекультивации земель, ветеринарии и т.п.);
в) функционирования отдельных групп объектов или отраслей народного хозяйства (например, регулирующие промышленную безопасность опасных производственных объектов, безопасность гидротехнических сооружений);
г) обращения с отдельными видами материалов, веществ, отходов производства и потребления, пестицидов и агрохимикатов; к этой группе относятся и акты, в которых содержатся обеспечивающие нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства (УК РФ, КоАП РФ) и т.д.;
5) по субъекту принятия- принятые парламентом, главой исполнительной власти, правительством, руководителем (или коллегией) министерства, ведомства, высшим судебным органом и т.п.
В экологическом законодательстве особую роль играетприродоресурсное законодательство, которое является особой законодательной системой и включает в себя признанные отрасли законодательства: земельное, водное, лесное, законодательство о недрах, животном мире и атмосферном воздухе, обладающие определенной самостоятельностью по отношению к экологическому законодательству.
Необходимым условием успешного развития экологического законодательства является всеобъемлющая экологизация отраслей, образующих обширную систему российского права, а также управленческих решений по реализации правовых предписаний, без чего даже очень хорошие (с точки зрения теории) законы в сфере охраны окружающей среды и природопользования окажутся бесполезными.