Понятие, система и тенденции развития экологического законодательства

Источники экологи­ческого права - это норма­тивно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отно­шения в сфере взаимодействия общества и природы.

Для классификации источников экологического права обычно исполь­зуются разные критерии. Например:

1) по юридической силе и форме - Конституция, конституци­онные законы, законы и подзаконные акты (указы Президента и акты губернаторов, мэров, акты Правительства, а также ведом­ственные акты);

2) по территориальному действию - распространяющиеся на все страны, группу стран, территорию РФ в целом и действующие на территории отдельного субъекта РФ или нескольких субъектов РФ, а также локальные;

3) по предмету регулирования- общие экологические, специ­альные экологические и содержащие отдельные экологические нормы или обеспечивающие реализацию, защиту экологических предписаний, но относящиеся к другим отраслям законодательства нормы (например, Федеральные законы: «Об экологической экс­пертизе» - общий, «О континентальном шельфе РФ» и «Об исключительной экономической зоне РФ» - специальные; УК РФ - обеспечивающий и содер­жащий экологические нормы-запреты акт (в гл. 26);

4) по объекту регулирования - устанавливающие правила:

а) охраны и использования средообразующих элементов (земель, лесов, недр, вод, воздуха, животного мира);

б) осуществления от­дельных видов деятельности (например, биотехнологий и генной инженерии, мелиорации, рекультивации земель, ветеринарии и т.п.);

в) функционирования отдельных групп объектов или отрас­лей народного хозяйства (например, регулирующие промышлен­ную безопасность опасных производственных объектов, безопас­ность гидротехнических сооружений);

г) обращения с отдельными видами материалов, веществ, отходов производства и потребления, пестицидов и агрохимикатов; к этой группе относятся и акты, в которых содержатся обеспечивающие нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства (УК РФ, КоАП РФ) и т.д.;

5) по субъекту принятия- принятые парламентом, главой исполнительной власти, правительством, руководителем (или кол­легией) министерства, ведомства, высшим судебным органом и т.п.

В экологическом законодательстве особую роль играетприродоресурсное законодательство, которое является особой законодательной системой и включает в себя признанные отрасли законодательства: земельное, водное, лесное, законодательство о недрах, животном мире и атмосферном воздухе, обладающие определенной самостоятельностью по отношению к экологическому законодательству.

Необходимым условием успешного развития экологического законодательства является всеобъемлющая экологизация отраслей, обра­зующих обширную систему российского права, а также управленческих решений по реализации правовых предписаний, без чего даже очень хо­рошие (с точки зрения теории) законы в сфере охраны окружающей сре­ды и природопользования окажутся бесполезными.