ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Экологические правоотношения
Лекция 2. Экологические правоотношения. Источники экологического права.
План:
1. Экологические правоотношения.
2. Понятие, система и тенденции развития экологического законодательства
Экологические правоотношения - это урегулированные нормами экологического права общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества по поводу охраны и восстановления окружающей среды, обеспечения рационального использования природных ресурсов и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.
НОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ
АБСОЛЮТНЫЕ СОБЫТИЯ ДЕЙСТВИЯ
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
ПРАВОМЕРНЫЕ НЕПРАВОМЕРНЫЕ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОСТУПКИ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОСТУПОК
Для возникновения экологических правоотношений необходимо наличие:
1) нормы экологического права;
2) юридических фактов
Некоторые ученые (в области теории права) относят к основаниям возникновения и правоспособность участников экологических отношений, однако, большинство ученых склоняются к мнению, что правоспособность является элементом экологических правоотношений, поскольку имеет непосредственное отношение к субъекту правоотношений, который является составной частью (элементов) экологических правоотношений.
1. нормы экологического права– это правила поведения участников экологических правоотношений, изложенные в государственных актах и направленные на возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений (это правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей природной среды). Они устанавливают деятельность участников экологических правоотношений.
Различают нормы:
- отраслевые - охрана и использование таких природных объектов, как земля, недра, вода, леса и т. д.;
- комплексные - охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом;
- экологизированные, предусмотренные другими отраслями права (административным, уголовным, хозяйственным и т. д.) и требующие соблюдения правил охраны окружающей природной среды.
Исходя из содержания юридического предписания, эколого-правовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-правила.
Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды (ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды»).
Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.
Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного или иного содержания запрещаются, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека.
Выделяют нормы-приоритеты трех уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня:
отраслевые приоритеты устанавливаются в положениях природно-ресурсных отраслей законодательства;
межотраслевые приоритеты предусматриваются нормами отраслевого законодательства, при этом они устанавливают преимущества в охране определенных природных объектов;
общие экологические приоритеты преследуют высшие цели - обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы. Перечень общих экологических приоритетов предусмотрен ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды». Их действие не ограничивается какой-либо областью, территорией или сферой хозяйствования.
Нормы-правила предусматривают экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений.
По содержанию экологические императивы подразделяются:
- на предупредительные;
- запретительные;
- обязывающие;
- разрешительные;
- восстановительные (компенсационные);
- карательные;
- управомочивающие;
- поощрительные.
Предупредительные направлены па то, чтобы помешать осуществлению неправомерного действия, которое может повлечь за собой вредные последствия. Предупредительные и запретительные императивы - это основной комплекс эколого-правовых норм.
Цель запретительных императивов - не допустить совершения действий, могущих причинить вред окружающей природной среде. Так, например, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных средствами очистки и утилизации отходов, не разрешается использование просроченных препаратов, применение полученных в ходе научно-исследовательских работ химикатов, природа которых не выявлена.
Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок деятельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае - природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования.
Восстановительные, или компенсационные, нормы права предусматривают адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.
Карательные императивы имеют место в случаях привлечения к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, имущественной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление. Основаниями для наложения взыскания являются, соответственно, Кодекс об административных правонарушениях, гражданско-правовое, трудовое законодательство или Уголовный кодекс. За совершенные экологические правонарушения предприятия, организации и учреждения несут административную и гражданско-правовую ответственность.
Поощрительные эколого-правовые нормы касаются преимущественно экономического стимулирования охраны окружающей природной среды. Широкий спектр таких норм предусмотрен Законом РФ «Об охране окружающей среды». Закон устанавливает, например, возможность применения налоговых и иных льгот при внедрении предприятием безотходной технологии, обеспечивающей природоохранительный эффект, поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды. В числе таких мероприятий можно назвать вывод за пределы населенных пунктов экологически небезопасных производственных комплексов.
Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.
2. Предпосылкой возникновения экологических правоотношений являются юридические факты, то есть факты, с наличием или отсутствием которых правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение экологических прав и обязанностей.