Использование приемов операционного анализа в управлении финансами предприятия.

Принципы операционного анализа:

1) Неизменность постоянных затрат в рамках релевантного диапазона

2) Неизменность AVC и их доли в цене

3) Прямая связь динамики объема продаж и прибыли

Операционный леверидж (рычаг):

 

- неверные формулы. Верная –

Среднеотраслевые значения DOL:

1) Торговля – 3-5 (США – 1-3)

2) Пищевая, легкая промышленность – 5-10 (5)

3) Среднее машиностроение, деревообрабатывающая промышленность – 20 (40)

4) Самолеты, суды, тяжелое машиностроение – 80 (60)

Операционная прибыль

Зависит от структуры затрат.

Планирование операционной прибыли на основе DOL:

Объем производства,штук Выручка, руб. Суммарные затраты, руб. Операционная прибыль, руб.
- 10000

DOL используется:

1) Для планирования прибыли

2) Для определения момента финансирования инвестиций

Точка безубыточности:

Графические способы определения BEP::

1) См. график выше

2) Усеченный способ – сопоставление MR и FC. Только по отдельному товару.

       
   
 
 

 

 


где Ki – запас финансовой прочности товара i в натуральном выражении

Запас финансовой прочности (Financial Safety Marginal – FSM) – объем продаж или сумма выручки, которые можно потерять до достижения убытков.

       
   
 
 


Формула 7.9 в учебнике – ошибка, исправить.

Прибыль и запас финансовой прочности в денежном выражении – не одно и то же.

Отрицательное значение – предприятие убыточно.

Отрицательный FSM по товару – не повод исключать товар из ассортимента, т.к. он рассчитывается на основе точки безубыточности (может быть заложено слишком много постоянных затрат). При исключении одного товара FSM по остальным товарам может стать отрицательным (перераспределение постоянных затрат), надо просчитать прогнозный FSM по остальным.

Американский опыт: предприятие считается инвестиционно привлекательным, если:

1) FSM не менее 10% (в РФ больше из-за высокой цены)

2) Среднеотраслевой DOL при нормальной структуре затрат (снизить DOL можно путем перевода постоянных затрат в переменные – например, амортизация пропорционально объему выполненных работ)

3) Положительный дифференциал и нормальное значение DFL (1/2-2/3 от ROA)

Взаимосвязь DOL и FSM

 

Если все затраты получились постоянными, нужно уменьшить отрезок релевантного диапазона. Если все переменные – увеличить объем продаж (релевантный диапазон).

Углубленный операционный анализ: основан на совмещении full и direct costing. Деление постоянных затрат на прямые и косвенные. Объединение переменных и прямых постоянных затрат при расчете промежуточной маржи. Необходим для разработки ассортиментной политики.

 
 


Если ПМ = 0, то товар полностью покрывает прямые затраты и не вносит вклада в покрытие отнесенных на него части косвенных затрат.

Если ПМ>0, то выручки достаточно как для покрытия прямых затрат товара, так и покрытия части или всех косвенных и, возможно, формирования прибыли.

Если ПМ<0, то выручка не покрывает прямые затраты товара. Исключаем товар из ассортимента.

Аналог точки безубыточности в углубленном операционном анализе – порог безубыточности:

 

Показывает объем продаж или сумму выручки, достаточную для покрытия прямых затрат товара.

График жизненного цикла товара – на листочке.

1) Товар выведен на рынок – p = AVC.

2) Стадия роста - прохождение первой точки безубыточности.

Вторая треть стадии роста – прохождение первого порога безубыточности. ПМ=0.

Объем продаж от ПБ1 до BEP1 нужен для покрытия отнесенных на товар косвенных постоянных затрат. Чем их больше, тем больше разрыв.

3) Получение прибыли – от первой до второй BEP.

4) Спад производства – второй ПБ. ПМ=0. От BEP до ПБ товар формально убыточен, но покрывает затраты. Ниже ПБ товар не покрывает затраты. Время для решений по ассортиментной структуре – объем продаж между BEP2 и ПБ2, пока ПМ>0.

a. Если инвестируем капитал в данный товар то проходим BEP3 – реинкарнация

b. Снижение объема продаж до 0.

Финансовые цели на разных стадиях жизненного цикла товара различны.

1 стадия – обеспечение безубыточности предприятия в целом: найти источники финансирования, ликвидные активы.

2 стадия – проблема: разбухание дебиторской задолженности (торговля идет в кредит). Нужно заботиться также о генерировании денежных средств и осуществлять контроль за дебиторской задолженностью.

3 стадия – прибыль можно увеличить за счет ценового фактора или отложить период прохождения второй BEP (экономия на постоянных затратах).

4 стадия – нахождение товара с положительной ПМ, если приносит не менее 5% (США) выручки. Экономия на переменных затратах – отложить период прохождения ПБ2.