Дивидендная политика и ее значение в управлении финансами предприятия. Теории дивидендной политики.

Тема 7. Распределение прибыли и дивидендная политика организации.

Дивидендная политика – понятие формальное для распределения прибыли акционерных обществ. Однако распределение прибыли возможно на всех ОПФ.

Дивиденд– текущий доход акционера в денежной или неденежной форме в соответствии с принадлежащей ему доли в уставном капитале.

Дивидендная политика носит комплексный характер, влияя на все стороны жизни организации.

часть политики распределения прибыли (которая распределяется на распределяемую и реинвестируемую части).

часть политики по управлению стоимостью компании, поскольку пропорции распределения прибыли влияют на суммы внешнего финансирования.

Основная задача дивидендной политики - сочетание интересов акционеров по ставке требуемой доходности с финансовым обеспечением развития компании.

Теории дивидендной политики:

Теория иррелевантности дивидендов (Модильяни-Миллера) – акционерам безразлично, в какой форме получить доход: в форме текущих дивидендных выплат или в форме капитализации прибыли, поскольку неполученные дивиденды он может получить путем продажи акций. Совокупное богатство акционера при этом не изменится. Вывод: оптимальной дивидендной политики не существует. Если требуемая доходность ниже, чем рентабельность проекта – предпочтут полное реинвестирование прибыли. Если выше – предпочтут дивиденды. Если одинаковы – то им пофигу.

Алгоритм распределения прибыли (по Модильяни-Миллеру) – методика по остаточному принципу:

Составляется инвестиционный бюджет, составляется плановая сумма инвестиций

Формируется плановая структура источников финансирования проекта, в первую очередь за счет 100% реинвестирования чистой прибыли

Оставшаяся после финансирования инвестиций часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов

Оптимальность дивидендной политики в этой теории состоит в том, что выплата дивидендов происходит после первоочередного удовлетворения потребностей в инвестиционных ресурсах.

Критика этой теории:

Акционеру не безразлична форма получения дохода, т.к. курсовая стоимость акций определяется в первую очередь не текущими дивидендами, а ожиданием прибыли и спроса на акции в будущем

Разные ставки налогообложения текущих дивидендов и капитализации прибыли. Налог на доходы с текущих дивидендов уплачивается налоговым агентом (эмитентом – при перечислении дивидендов акционеру), а налог на капитализацию прибыли выплачивается только при реализации данного актива на рынке. США: дивиденды – 31%, прирост капитала – 28%. У ФРГ и Японии на капитализацию больше ставка, Франция наоборот.

Не предусмотрены трансакционные затраты – издержки по размещению капитала в ценные бумаги. Они снижают эффективность капитализации прибыли.

Теория существенности дивидендной политики – конец 50х гг. (теория Гордона-Линтнера, теория «синицы в руках») – прямо противоположна Модильяни-Миллера. Дивидендная политика оказывает существенное влияние на совокупное богатство акционера и стоимость компании. Акционеры всегда предпочтут дивиденды капитализации прибыли, стремясь избежать риска. Методики дивидендных выплат: методика постоянного возрастания размера дивидендов (агрессивный тип политики), методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов.

Теория налоговой дифференциации – конец 70хх гг. Авторы – Литценбергер, Рамсвами. Акцент на разные ставки налогообложения. Предлагается проводить дивидендную политику, основываясь на особенностях национального налогового законодательства.

Теория сигнализирования дивидендов – конец 80х гг. Психологическая теория. Значимость стабильных дивидендов для поддержания и роста рыночной стоимости акций. Американский опыт показывает, что если компания не повышает размер дивиденда, то курсовая стоимость акций снижается. Так что у них в основном повышают размеры дивиденда как минимум на процент инфляции. Эта теория не работает для российской жизни.

Теория клиентуры – 90е гг. Экономисты заметили разные интересы миноритариев и мажоритариев. Миноритарии, диверсифицируя свои вложения по компаниям, отраслям, срокам, больше заинтересованы в текущем дивидендном доходе, а не в капитализации, моментально изымают капитал из акций с доходностью ниже требуемой, занимаются спекулятивными операциями. У компаний с большой долей миноритариев более высокая доля обязательств в структуре капитала. Мажоритарии – наоборот, у них обычно ниже требуемая доходность и рыночная стоимость. У таких компаний независимость от кредиторов. Состав клиентуры выравнивается (если миноритарий придет в компанию к мажоритариям, он там недолго продержится).

Вывод: однозначного вывода, какую теорию использовать, в настоящее время нет. Самые популярные – теория налоговой дифференциации и клиентуры (РФ), теория сигнализирования дивидендов (США).