Культура в годы войны.

Наука в годы войны.

Война не прервала связи науки с жизнью. Но она изменила направленность работ на военные цели. Перестройка деятельности научных учреждений на военный лад приходилось вести в трудных условиях эвакуации. В кратчайшие сроки были открыты и освоены месторождения бокситов на Южном Урале, вольфрамовые, молибденовые, марганцевые, медные залежи в Казахстане, большие запасы нефти в Татарии. Были найдены новые марки высоко качественной стали, предложена новая технология в военной промышленности. Громадный рост выпуска патронов был обеспечен благодаря применению станков-автоматов, сконструированных Институтом автоматики и телемеханики АН СССР.

Шли поиски эффективных средств борьбы с врагом. В 1941 году на Черном море противник применил электромагнитные мины. Ученые Александров А.П., Курчатов И.В. разработали принципиально-новые методы размагничивания мин. Это спасло корабли и жизни тысячам моряков.

Важные проблемы решали ученые-медики. Им удалось разработать принципы и технологию массового внедрения переливания крови и получения сухой плазмы, сделать разработки препаратов, способных ускорять заживление ран. В годы войны изобретены приспособления для извлечения у раненых металлических осколков и т.д.

Но сохранялись и лагеря ГУЛАГа, там томились и ученые. В годы войны там погибли Н.И. Вавилов, П.А. Флоренский.

В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла особую роль. В культурных традициях народов нашей страны стремление помочь миллионам людей. Фашизм с его делением народов на "полноценных" и "неполноценных" являл собой уничтожение культурного наследия народов. Претензия на "превосходство арийской культуры", которое несли завоеватели, вызывало гнев и ненависть. Фашистское варварство в национальных святынях - Ясной поляне, Пушкиногорье, Петродворце - показывало, что уничтожение национальной культуры одна из главных целей фашизма. В этих условиях у людей просыпалось трепетное чувство к русским писателям: Пушкину, Толстому, Тургеневу, музыкантам: Чайковскому и др.

В дни тяжелых испытаний появляются новые произведения, писателей: И.Г. Эренбурга А.Н. Толстого, М.А.Шолохова. Они говорили о судьбе Родины, о долге каждого человека.

Настоящий подъем переживала поэзия. Самое знаменитое стихотворение К.М. Симонова "Жди меня" бойцы вырезали из газет, писали в письмах родным. Стихи А.Т. Твардовского о Василии Теркине воодушевляли солдат. лирические песни "В землянке", "Огонек", "В лесу прифронтовом" были очень родными для солдат, и тех, кто их ждал дома. Музыкальным символом народной стойкости стала песня "Священная война" А.В. Александрова, и В.И. Лебедева -Кумача.

В самое трудное время в блокадном Ленинграде Д. Шостакович написал Седьмую симфонию, Патриотическую оперу "Война и мир пишет С.С. Прокофьев.

Артисты драматических и музыкальных театров приезжали с концертами на фронт, в госпитали: Л. Русланова, Л.О. Утесов, К.И. Шульженко.

Патриотическая тема преобладала в документальном и художественном кинематографе. На фронтах находились 150 кинооператоров. Первым полнометражным документальным фильмом о войне стал "Разгром немецких войск под Москвой".