Уровни технологичности занятия

Нулевой уровень - полностью отсутствует целеполагание; содержание передается бессистемно, отсутствует логика, четкие этапы усвоения темы; не разработано мотивационное обеспечение деятельности преподавателя и обучающихся; не осуществляются диагностика и коррекция; ни одна из известных педагогических технологий (или ее отдельные элементы) не реализуется.

Низкий уровень - цель формально поставлена, но сформулирована нечетко, ее достижение невозможно диагностировать; обучение строится «традиционно»: содержание обучения планируется централизованно, подача учебного материала упорядоченная, логически правильная; процесс обучения характеризуется шаблонным построением, однообразием; обучающийся - подчиненный объект обучающих воздействий, как следствие - слабая мотивация учебного труда; несовершенная система оценивания деятельности обучающихся, слабая обратная связь затрудняют коррекционную работу. Педагогические технологии внедряются путем их прямого заимствования, некритического восприятия отдельных элементов, методик, приемов, изъятых из целостной системы без осознания ее сущности.

Средний уровень - целеполагание формально диагностично, но способы постановки целей (через изучаемое содержание; через деятельность студента и преподавателя; через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития) носят нетехнологичный характер, поскольку ожидаемый результат обучения неясен, диагностика достижения целей приблизительна. Учебный процесс характеризуется жесткой последовательностью, логичностью, содержание представлено в виде системы познавательных и практических задач; деятельность обучающегося и преподавателя мотивирована, указаны способы их взаимодействия. В учебном процессе периодически применяются новейшие средства и способы переработки информации. Используются новые педагогические технологии (или их отдельные элементы), они творчески перерабатываются с учетом специфики конкретного занятия.

Высокий уровень - четко и диагностично задана цель с ожидаемым результатом обучения, указаны способы ее диагностики; разработаны содержательная и процессуальная стороны занятия, процедуры контроля, диагностики, измерения качества усвоения; предусмотрены способы индивидуальной коррекции учебной деятельности. Высокий уровень мотивационного обеспечения основан на реализации личностных функций обучающихся и преподавателя. Технологии используются на основе индивидуально-творческого их переосмысления; проектируются и внедряются в практику индивидуальные, авторские технологи с учетом особенностей личности их создателя и специфики занятия.

Данный способ определения технологичности занятия наблюдение, квалифицированное протоколирование (хронометраж деятельность преподавателя, деятельность обучающихся, комментарий наблюдателя-исследователя) и последующий уровневый анализ - имеет высокую степень объективности.

Коррекция как звено учебного процесса необходима тогда, когда по результатам диагностики обнаружились отклонения от намечавшегося результата познавательной деятельности. Чтобы исправить положение, преподаватель использует другие методики и средства обучения. Тогда есть шанс достичь поставленной цели: усвоения всеми обучающимися учебного материала на достаточно высоком уровне