Внесение исправлений в первичные учетные документы
Классификация регистров бухгалтерского учета
В соответствии с п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, которая находится в принятых к учету первичных документах, для отражения на синтетических счетах бухгалтерского учета, а также в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.
На основании Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности можно утверждать, что хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной предприятия.
Лица, которые имеют доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, должны хранить коммерческую тайну. За разглашение коммерческой тайны они, как правило, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Учетные регистры бухгалтерского учета по характеру регистрации в них учетных данных делятся на:
1) хронологические (предназначены для последовательной записи операций по мере их совершения и выполняют контрольную функцию);
2) систематические (предназначены для классификации хозяйственных операций по видам средств и характеру хозяйственных процессов).
По объему учитываемых сведений делятся на:
1) синтетические регистры (отражают и контролируют хо
зяйственные операции в обобщенном виде по группам средств);
2) аналитические регистры (отражают специфические особен
ности и отдельные виды хозяйственных операций).
По внешней форме делятся на:
1) книги;
2) свободные листы;
3) карточки.
По построению в них реквизитов делятся на:
1) односторонние;
2) двухсторонние;
3) табличные.
Связь учетных регистров необходима для автоматизации формирования бухгалтерских проводок в процессе ввода сведений об операции. Эта взаимосвязь обеспечивает многократность изменения хозяйственной операции.
Согласно п. 16 Положения по ведению бухгалтерского учета, внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. Поэтому при обнаружении в них ошибки кассовые и банковские документы не могут приниматься к исполнению и должны быть составлены заново. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений. При этом исправление производится в следующей последовательности:
1) зачеркиваются внесенные в документ неверные сведения;
2) рядом с зачеркнутой делается верная запись;
3) рядом или на полях документа делается запись «Исправлено на (полностью воспроизводится текст вновь внесенной записи)»;
4) лицо, внесшее исправления, подписывается под записью «Исправлено на...» и ставит дату исправления;
5) документ под внесенными исправлениями еще раз подписывают все лица, подписавшие его с ранее сделанной записью;
6) лица, подписывающие документ после внесения в него исправлений, одновременно ставят вторую подпись под записью о внесении исправлений.
Невыполнение любого из перечисленных выше действий в последующем может привести к проблемам с определением, кто и что имел в виду, подписывая этот документ, и какая именно операция фактически была совершена.