Учет операций по доверительному управлению. Учет переданного в доверительное управление имущества

Предприятие может передать свое имущество на определен­ный срок в управление другому предприятию (лицу), которое бу­дет осуществлять управление этим имуществом непосредственно в интересах учредителя управления или указанного им лица. Ли­цо, передающее управление, является учредителем управления, лицо, получающее имущество в управление — доверительным уп­равляющим. Операции по договору управления регламентируют­ся ГК РФ. Доверительный управляющий может совершать в от­ношении полученного имущества любые юридические сделки в интересах учредителя управления. Сделки совершаются от его имени, при этом указывается, что он действует как доверитель­ный управляющий. Передача имущества в управление не влечет за собой право перехода собственности.

В договоре доверительного управления должны быть указаны:

1) срок договора (не может превышать 5 лет);

2) состав имущества;

3) наименование юридического лица или имя гражданина, в ин­тересах которого осуществляется управление имуществом;

4) размер и форма вознаграждения управляющему.

Имущество, переданное в доверительное управление, обособ­ляется от другого имущества учредителя, а также от имущества доверительного управляющего. Открывается отдельный расчет­ный счет, операции ведутся самостоятельно и открываются на от­дельном балансе.

Права, обязанности и ответственность доверительного управ­ляющего определяются законодательно.

Бухгалтерский учет имущества, переданного в управление, у уч­редителя управления

В соответствии с планом счетов для учета расчетов с дове­рительным управляющим, учредитель управления открывает счет 79 (субсчет 3 «Расчеты по доверительному управлению»). На этом субсчете отражаются балансовая стоимость переданного иму­щества и расчеты с доверительным управляющим по прибыли или убыткам.

Передача имущества в доверительное управление оформ­ляется актами приема-передачи или соответствующими доку­ментами, на которых ставят пометку «Доверительное управле­ние». Учредитель управления на основе первичных документов делает следующие записи:

1) при передаче основных средств на сумму первоначальной
стоимости:

Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», Кредит счета 01 «Основные средства»;

2) на сумму накопительных амортизационных отчислений:

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств», Кредит счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты»;

3) на сумму ценных бумаг по стоимости, по которой они учитываются в балансе:

Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», Кредит счета 58 «Финансовые вложения»;

4) при передаче денежных средств:

Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», Кредит счета 51 «Расчетный счет».

При прекращении договора переданное ранее имущество при­ходуется на соответствующие счета в корреспонденции со счетом 79.3 «Внутрихозяйственные расчеты». На сумму вознаграждения доверительному управляющему производится следующая запись:

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредито­рами».

Сумма причитающегося вознаграждения должна быть пока­зана по основному балансу как выручка от реализации услуг, свя­занных с доверительным управлением.

Учет имущества и операций на обособленном балансе у довери­тельного управляющего

Доверительный управляющий ведет учет операций на обо­собленном балансе, открывая для этого счет 79 «Внутрихо­зяйственные расчеты», на котором он будет отражать стоимость денежных бумаг и перечисленных средств в любых формах, кроме денежных. Помимо этого, в соответствии с ГК РФ, доверитель­ный управляющий открывает отдельный банковский счет и дру­гие счета по учету денежных средств. Операции по этим счетам будут отражаться на счетах 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет». Учет полученного от учредителей управления имущества или ценных бумаг доверительный управляющий должен вести в обычном по­рядке на соответствующих счетах. Перечисление полученной при­были записывается им в виде погашения задолженности перед уч­редителем:

Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 3 «Рас­четы по договору доверительного управления имуществом», Кредит счета 51 «Расчетный счет».

Какие бы операции с имуществом ни совершал доверитель­ный управляющий, собственником результатов деятельности остается всегда учредитель управления. Доверительный управ­ляющий ведет учет по операциям доверительного управления и, следовательно, является плательщиком налогов, начисляемых с полученной выручки. Результаты от деятельности должны оп­ределяться ежемесячно несмотря на срок окончания договора доверительного управления. Учредитель управления в процессе составления бухгалтерской отчетности за текущий период должен включать в нее отчетность доверительного управляющего путем построчного суммирования аналогичных показателей. По окон­чании срока договора имущество, полученное от учредителя или приобретенное в ходе договора, должно быть передано учреди­телю управления. При этом в учете необходимо сделать следую­щие проводки:

1) Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 3 «Рас­четы по договору доверительного управления имуществом», Кредит счета 51 «Касса»— на сумму перечисленных средств;

2) Дебет счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет 3 «Рас­четы по договору доверительного управления имуществом», Кредит счета 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 40 «Го­товая продукция», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 58 «Фи­нансовые вложения» или 04 «Нематериальные активы»— на стоимость переданного имущества.

Полученные средства в виде прибыли учитываются на счете 91.1, как внереализационный доход. Для доверительного управ­ляющего услуги, связанные с осуществлением договора дове­рительного управления, являются видом деятельности. Поэтому он отражает в своем учете результаты этой деятельности сле­дующей проводкой:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит счета 90 «Продажи»— на сумму причитающегося воз­награждения.

Расходы по осуществлению этой деятельности отражаются, как правило, на счете 20 «Основное производство».