Виды памяти. Нейрофизиологические механизмы образования памяти.
Память – свойство ЦНС фиксировать и хранить инфо о предметах и явлениях внешнего мира, с целью ее использования для адекватного приспособительного поведения в изменяющихся условиях окружающей среды.
Энграмма памяти – комплекс структурно-функциональных изменений в ЦНС, включающий не только запечатление определенной внешней ситуации, но и субъективное отношение к ней.
Виды:
1. Имплицитная (процедурная) память – вид памяти, не требующей обязательного участия сознания в процессе научения. (образование двигательных рефлексов)
1.1 неассоциативная
(габитурация и сенсетизация)
1.2 ассоциативная (образование связи между стимулом и реакцией)/условные рефлексы
(классический и инструментальный (оперантный, заключается в активном научение новым формам поведения, при этом происходит положительное/отрицательное подкрепление поведения))
2. Эксплицитная (декларативная) память – форма памяти, образующаяся при активном участии сознания, относится к познанию окружающего мира, др. людей, подразделяется на
2.1 эпизодическую (биограф. сведения, данные о окр. мире)
2.2 семантическую (общие знания об устройстве мира и общества)
а также:
1. кратковременная/рабочая – во фронтальных отделах коры, отбирает новое из текущих событий, обращаясь к слуховой, визуальной инфо, соотнесена с механизмом произвольного внимания, емкость незначительна
2. долговременная – на дни, мес., годы, ее механизм образования – долговременная потенциация – переход из кратковременной в долговременную
Схема образования памяти:
поступление инфо в мозг – реверберация возбуждения (кратковр. пам) – консолидация следов памяти и образование энграмм (долговременная пам.) – хранение энграмм памяти в структурах мозга и процесс извлечения их при научении.
Механизм имплицитной памяти
· поступившая в мозг инфо может циркулировать в структурах мозга и после прекращения действия раздражения на органы чувств.
Реверберация –процесс циркуляции возбуждения в замкнутых нейронных сетях.
· при реверберации ПД возвращаются в одним и тем же нейронам, сохраняя их возбужденное состояние в течение некоторого времени – кратковременная память
· в возбужденных нейронах стимулир. фосфолирирование ферментов связанных с окислением субстратов чтго способствует кратковремненному сохранению активности таких клеток
· если действие раздражителя повторяется то одни и теже синапсы используются многократно – эффективность их деятельности повышается – механизм долговременной памяти
Габитурация и сенсетизация
· однократное действие серии слабых импульсов приводит к непродолжительной габитурации
· однократное применение сильного раздражителя (серотонин) – кратковременная сенсенизация
· при повторяющихся тренировках в ядро сенсорного нейрона постепенно перемещается цАМФ-зависимая протеинкиназа – фосфолирир. регуляторных белков управл. транскрипцией – активир. гены, руководящие синтезом белка необходимого для активации той же протеинкиназы – образование новых синапсов на шипиках дендритов – увел количество синапсов с другими нейронами участвующих в научении – основа формир. долговременной памяти
· при длительной габитурации наоборот происходит снижение количества синапсов, снижается физиологическая активность нейронных сетей – незапоминание
Ассоциативное научение
· Классический УР отличается необходимостью запомнить значение совпадения во времени двух стимулов: слабого, не вызывающего ответа вследствие стойкого привыкания к нему, с сильным – вызывающим рефлекс. При этом память более стойкая, чем при Г. и С.
· Модификация синаптического переключения в малоэффктивном синапсе (модель Хебба):
нейрон А всегда возб. нейрон Х. Нейрон Б нет. А+Б в течение некоторого времени возбуждают Х. После этого эффективность синаптической передачи между Б и Х повышается и Б приобретает способность возб. Х.
Механизм эксплицитной памяти
· формируется в гиппокампе, обонятельном мозге, миндалине, базальном переднем мозге и коре больших полушарий
· сохранение памяти – вторичные проекционные области и ассоциативная кора – распознавание наиболее сложной инфо и мыслительные процессы
· структурная единица – энграмма памяти (ЭП)
1. возник. при новых неожиданных воздействиях
2. место образования зависит от модальности сенсорных воздействий и их сложности, обусловлено участками мозга где хранятся образованные ранее ЭП
3. новая ЭП формир. при участии структур выполняющих Ф. внимания в данный момент и при участии лимбической системы, от кот зависит эмоц. фон – ускоряющий или замедляющий процесс научения
· Роль гиппокампа:
1. основная структура эпизодической памяти
2. пространственной памяти
3. все виды памяти при научении
4. консолидация памяти (перех. кратковременной в долговременную)