Развивайте у ребенка память

Заученное в детстве он сохранит на всю жизнь. Возрожденные дети – это элита, будущее церкви. Самуил: 1Цар.3:3-11. 1Тим.4:12. Давид: 1Цар. 16:1-14. Иер.1:4-10. Есть несколько возрастных групп. Иногда их разделяют на четыре группы. 1) 3-6 лет. 2) 7-10 лет; 3) 11-14 лет; 4) 15-18 лет.

Характеристика детей от 3 до 6 лет. Ребенок в этом возрасте знаком только с предметами и людьми, с которыми он общается. Весь мир ограничивается доступным для пяти органов чувств. Здесь идет познавание мира. Словарный запас очень ограничен. Вот здесь как раз и находится ключ того, быть может, кем в будущем станет ребенок. Ему знакомы только те слова, которые он постоянно слышит. Когда описывают биографии писателей, художников, ученых, то всегда подчеркивают – кем были его родители, родня, знакомые, в каком кругу он воспитывался. Исследователи прикрепили микрофончики к платью матери и вели запись несколько дней, и оказалось, что ребенок задает в день около 400 вопросов. У взрослых, как правило, их не больше десяти. Где положил, кто приезжал, что нового? Ребенок всё время изучает новые слова. Иногда он произносит слова с абстрактным значением и вставляет их невпопад, чем немало смешит старших. Слово любовь для него ограничивается только им самим, и самыми близкими людьми. Ребенок не может отличить действительность от воображения, поэтому его всегда нужно вводить в мир конкретных понятий, рисунков. Для него все слышанные сказки представляются как реально существующие. Поэтому не давайте детям сказок никаких. Учите их только на евангельских примерах и из природы. Что более всего трогает верующих воспитателей и родителей, так это то, что ребенок воспринимает библейские чудеса как самое естественное, нормальное, что так оно и должно быть. Здесь действительно дети для нас уже учителя. Ребенок не может сразу же, одновременно сосредотачиваться на нескольких вещах и на долгое время. Устройство его мозга такое, что для восприятия ему нужно разнообразие.

Нормально развитый ребенок, не больной, физически очень активен. Просто идти нормально для него невозможно, здесь тратится слишком мало энергии, которая буквально перехлестывает через край. Он прыгает то на одной, то на другой ноге, как маленький котенок играет со своим хвостом. Где нет движения, он начинает быстро утомляться и засыпает. Начинает хныкать, дергает за руку: пойдем. Если его заставляют долго сидеть рядом, когда бабушки ведут между собой какой-то непонятный разговор, то он становится беспокойным и капризным. Хотя бы немножко возьмите для себя из того что сейчас слышите и читаете, и представьте, что ребенок вот так и устроен, и это зависит не от него. И далее, посмотрите на детей, которых мы приводим на длинную, для ребенка – бесконечную службу. Если мы, взрослые, почти ничего не понимаем из того, что читается на церковно-славянском языке, то что же делается в душе ребенка, когда мы заставляем их стоять всю службу: «Смотри, стой хорошо, а то Боженька накажет. Стой, не крутись, не садись!» Прикиньте к себе, если у вас небольшое образование, допустим всего лишь десять классов, а вас каждую субботу будут водить на ученый совет ректоров, и каждый раз вы должны будете стоять по три часа и выслушивать непонятные для вас слова, от которых эти седовласые мужи почему-то приходят в восторг. Страшная картина. Ничего не посеяв, мы буквально асфальтируем почву нежных детских сердец. Вспомните Давида, как пытались его обрядить для войны с Голиафом, а ему по силам была лишь его пастушеская сумка, да пять камешков.

1Цар.17:38 – «И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню. И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык к такому вооружению; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя. И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против филистимлянина».

В житиях святых описываются случаи, когда малые дети, как Феодор Сикеот, не взирая на запрет матери, стремились в храм. На столетия один случай – это предмет удивления. Но что же остальным-то делать? Считаю, что если мы не можем, как католики, написать отдельную детскую литургию и всегда служить при открытых царских дверях, не можем как сектанты учить детей интересно, захватывающе, то можно же хотя бы несколько раз выводить детей на отдых, быть может, даже разрешить им поиграть во дворе и в один из перерывов позаниматься с ними, просто побеседовать. Русское Православие практически потеряло, или вернее сказать, не имело детей воспитанных прямо по Евангелию. Если у ребенка нет живой связи с Богом и желания идти в храм, то он практически уже потерян, и не объявит ли Бог нас убийцами?

Ребенок многого боится, потому что он понимает насколько он беспомощен. Ребенок боится темноты, того, что его оставят одного, боится чужих людей. Не угнетайте ребенка чрезмерной строгостью, научите его правильно пользоваться свободой, в пределах указанной ему ограды. Расширяйте словарный запас ребенка, чтобы речь его была интересной, используйте и устаревшие слова. С ребенком не следует говорить слишком длинно. Ребенок дошкольного возраста может сосредоточиться только на несколько минут. Не надевайте на ребенка ваши вериги. Как правило, за один прием обучайте одному предмету. Пример: вот мы сделали скворечник; объясните, почему именно так он устроен, покажите, что с внутренней стороны, где леток – доску строгать нельзя, потому что она будет ровная, скользкая, и скворцу будет очень трудно выбраться из своего домика. Всякие шероховатости – это как ступеньки в нашем доме, а иначе получиться скользкая ледяная горка, по которой никто не поднимется. Ваш скворечник занял тут же воробей; вместе с ребенком понаблюдайте за ним, приучая его к образным выражениям. Воробей несет травинку, скажите: «Это для него матрас», пушинку назовите подушкой, и ребёнок засмеется. Как правило, дети сразу же принимают участие в этой игре – наблюдении. Напомним ему, что скворечник мы делали не для воробья, воробей – птица нахальная – даже не стал ждать хозяина скворца, а скорей захватил эту квартиру. Поясните, что скоро прилетят скворцы и как законные хозяева займут скворечник, а воробья попросят вон, и все его подушки и матрасы выбросят в окошко. Жалостливое детское сердечко склоняется на сторону воробья. Всё, урок закончен. Вы скажите: «Ну, это еще посмотрим, воробьев много, а скворец один, быть может, его и не выгонят». Не пропустите момент прилета скворцов. Как правило, законный хозяин сходу врывается в свое жилище. Перепуганные воробьи никогда не помогают товарищу, они выражают ему только сочувствие, громко чилимкая на соседних ветках. Теперь продолжите тот урок. Вы сами должны хорошо знать об этих птицах всё. Скажите, какие опасности претерпел скворец, чтобы добраться до своего законного дома: тысячи километров и море, и ждать оформления документов, ходить по нашим БТИ у него нет времени. За короткое лето скворец должен вывести, обучить скворчат и снова улететь на юг. Воробей остается с нами, это очень верная птица. Он найдет место под любой шифериной. Подобный рассказ на практике лучше всякой сказки, и когда вы к месту назовете мальчишку ершистым воробушком, то он сразу же воззрится на вас: «Это как?» Воспитатели, хорошо изучайте про птиц и зверей. Господь говорил: Мф.6:26 – «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их»? Если ребенок боится темноты, посторонних людей, то попытайтесь уменьшить страх его, стараясь быть спокойным и любящим. Расскажите ему что-нибудь из своего детства и как вы избавились от страха с помощью Божией. Учите их доверяться Отцу Небесному, расскажите о наиболее важных молитвах, обратите особое внимание на те псалмы и молитвы в которых подчеркивается живая помощь Божия (Пс. 90 – «Живущий под кровом Всевышнего», «Да воскреснет Бог…»). Кратко изъясните смысл молитв и приучите его поступать по ним. Как можно чаще говорите о кончине мира, о смерти человека и о его смерти, о Страшном Суде, подчеркивая, что человек спасается верой в Иисуса Христа, а исполнение заповедей есть подтверждение нашей веры. Научитесь наглядно в картинах показывать неотвратимость Божьего наказания грешнику, если он не покается. Если человек умышленно грешит, то Бог может не дать времени для покаяния, и душа погибнет внезапно на нескончаемые веки. Есть прекрасное выражение, подтверждаемое всей Библией, но не Библейское: «Терплю до конца, а буду мучить без конца». Покажите ребенку примеры кончины не только старых, но и молодых, катастрофы, войны. «В чем застану, в том и сужу».

return false">ссылка скрыта

Всегда говорите ребенку о справедливости Божией и о любви Его. «Бог тебя любит, и ты не огорчай его своим непослушанием родителям и старшим, бойся огорчить Его, остаться одиноким, приготовься к встрече Создателя твоего». Всё это ребенку нужно говорить его языком, краткими предложениями, как бы материализуя перед его взором то, о чем вы говорите. Наивысшая цель – спасение, жизнь с Богом в вечности. А это возможно только тогда, когда Дух Святой будет Сам вести нас, и мы будем под Его водительством. Приучите ребенка быть участником тех событий, о которых вы рассказываете или читаете: «А это мог быть я». Берите с собой ребенка всегда, если этому ничто не препятствует: на работу, на рыбалку, в путешествие. Заметьте, чем он больше всего интересуется, и на основе этого подведите к тому, что бы вы хотели ему рассказать.

 

7-10 лет.Мир ребенка в этом возрасте очень быстро расширяется, когда он начинает ходить в школу. Но чему его там научат? Еще до школы ребенок совершенно четко должен иметь понятие о грехе, о недозволенном, о гибельности общения с миром. Иак.4:4 – «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». Посодействуйте, потрудитесь над тем, чтобы понятие «нельзя, потому что грех» было вмонтировано в него. Приучите ребенка в любом деле сразу же видеть грань, из-за которой нет возврата. Чтобы у него было юридическое сознание, объяснение, подтверждение смысла наказания. Почему именно это ему разрешается? Всё это подтверждайте Священным Писанием, и при многократном повторении заучите наизусть какие-либо стихи из Библии. Он учится читать, писать и считать. Теперь ваша задача заложить в ребенка интерес к знанию, познанию мира. Приучайте ребенка смотреть вперед; расскажите, когда ему это знание может сгодиться и для чего. «Неученый – как топор не точеный», – и конкретно на топоре покажите это.

У ребенка, как правило, очень высокая самооценка, и ему нужно показать хотя бы пунктиром вершину того, о чем он хоть что-то уже знает. Как далеко до полноты знания. Теперь ему будут встречаться люди разного воспитания и разных мнений в школе и на улице. Задача родителей и воспитателей дать очень крепкое и обоснованное противоядие против дурных слов, цинизма, бесстыдства. Заложите в него почтение к старшим, умение слушать не перебивая, научите его бояться худых сообществ, дискотек, особенно девочек. И для девочек еще более, и стократ более – бояться мальчиков. Бояться дурной музыки; и чтобы он никогда ни к кому из посторонних не садился в транспорт, не разговаривал с чужими, не ходил к товарищам, ни к кому не заходил в дом. Дом, церковь, школа.

Ребенок каждый день познает что-то новое и очень быстро. Он легко заучивает наизусть (механически) стихи из Библии и богослужебные тексты, иногда запоминает целые главы из Библии. Это ему запомнится до старости. Ребенку нравятся приключения – читайте ему жития святых. Такие захватывающие рассказы и трогательные трагические истории! Каждый раз, преподавая что-то новое, постоянно возвращайтесь к пройденному; это: библейские стихи, имена личностей, география Библии, жития святых. Всё время продвигаясь вперед, чаще спрашивайте его о пройденном. Ребенок заинтересован в личном участии. Например, вы посмотрели фильм. Помогите ему правильно пересказать его и сделать духовный вывод, или сразу же скажите, что фильм этот ненужный, пустой, вредный.

У меня были случаи, когда дети до десятилетнего возраста плакали в церкви. Им просто скучно и одиноко и хочется домой. Возвращаемся из храма, и я допытываюсь: «Кто плакал?» Дети замолкли и как всегда молчат. Тогда я говорю: «Это очень хорошо, что вы плакали во время молитвы. Молитва со слезами более приятна Богу, чем сухая». И сразу же объявляю им награду: пирожки или еще что-то. Некоторые из более спокойных сразу же подают голос: «Завтра и я буду плакать». И хотя в церкви плакали только двое, но когда я объявил награду за слезы, то руку за вознаграждением протянули пятеро, говоря, что и они плакали, только тихо, и никто не видел – тайные наши молитвенники. Назавтра во время литургии не плакал уже ни один. Мы приготовили шоколадки плакальщикам, а отдавать некому. А вчерашние наши ходатаи сознались, что как они ни надувались, ни пыхтели – ничего у них не получилось – слёз не было. Воспитатели – это не родители, у них должен быть особый талант подхода к детям. Родителями делаются любые животные. Родить – дело не хитрое. А вот воспитать!!! С детьми не нужно сюсюкаться, зализывать и заглаживать их, – это не котята. Не позволяйте и детям фамильярничать с вами, хватать вас за ноги по делу и без дела. Сразу же введите в законное русло ваши взаимоотношения. И где бы вы ни были, с какими бы детьми ни занимались, добейтесь стопроцентной защищенности ребенка от посягновения на его личность кого бы то ни было. Никто не имеет права оскорбить или причинить боль ребенку, кроме одного человека, если такой у вас найдется (исполняющий роль судии).

Это лучший возраст, когда можно приучить ребенка участвовать в работе церкви, помогать. Притч.22:8«Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет. [Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит]». Он уже может доступно рассказать своим товарищам о Боге – поощряйте его к этому. Давайте ребенку возможность участвовать, когда вы читаете Библию дома, когда молитесь.

 

Подростки 11-14 лет.В этом возрасте ребенок бурно меняется не только в разуме, но и физически. Меняется его способ мыслить, чувствовать и поступать согласно его возраста мышления. Это переходный возраст, самый опасный; в этом возрасте с ребенком труднее всего разговаривать. Самые лучшие способы воспитания детей разламываются. Педагоги в бессилии разводят руками. Все человеческие методы воспитания превращаются в дым. Безмотивные побеги и самоубийства. Он уже отрывается от детского возраста, а взрослые не признают его самостоятельность, и это крайне раздражает ребенка. Снова повторяю, всё, что здесь говорится – говорится о детях, которые не уверовали во Христа, не приняли Его в свое сердце. Говорится о неверующих и методах работы с ними. Верующий ребенок, он как бы переходит из младенчества в старость, минуя все переходные возрасты. Поверив в вечную жизнь, он мгновенно переходит в то состояние духовной отрешенности от этого мира, осознание всей зыбкости мирских обещаний, посулов, до чего неверующие не доходят и в глубокой старости, продолжая цепляться за жалкую жизнёшку. Ребенок в этом возрасте сгорает от жажды независимости, эгоцентризма. Слаборазвитые дети в этом возрасте надевают на себя личину шутов, пытаясь рассмешить своих сверстников. Для них этот переход может затянуться и до двадцати лет. Детям этого возраста кажется, что взгляды их учителей и родителей устарели, и они восстают против их авторитета, и желают быть свободными и независимыми. Это возраст комсомола и гитлерюгенда. Тысячи ловушек расставляет сатана им, неутвержденным в разуме, охваченным самостью. В этом возрасте и чуть позже у них случаются самые страшные катастрофы. Для тех, кто стоит в дверях при большой разнице температур во дворе и в доме, это самое опасное место. Узость, толкотня. Так и в переходном возрасте. Только вера в Бога, великий страх Божий могут обуздать прихоти, похоть, дурные наклонности. У ребенка появляется множество сомнений, он мыслит себя бескомпромиссным и настаивает, чтобы так же поступали учителя и родители, он всех начинает обличать. Вот тут-то и наступает водораздел, наглядная разница в воспитании: кто приучал своё дите к мыслям о вечности, и кто предавался сам необузданно страстям и вожделениям, и как это все захватило ребенка. Отпечаток семейных отношений в этом возрасте откладывается на всю жизнь. Может не случайно, что Иисус именно в двенадцатилетнем возрасте внезапно появляется в описании Евангелиста. И вновь мы ничего о Нем не знаем до Его тридцатилетия. Лк.2:44-47 – «Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его».

Ребенок тонко чувствует фарисейство старших, стремится к фарисейству и этого же требует от других. Лицемер перед ребенком не устоит. Он спрашивает себя: «Кто я? На кого я хочу быть похожим?» Он может быть жестоким в своих суждениях даже против своих родителей, и в пылу спора может бросить гневный упрек родителям за их лицемерие и воровство, за из неискренность. Он может сделать это даже при свидетелях и на долгие годы стать врагом отцу и матери. Ему нужен живой пример для подражания, и он его или находит или разочаровывается. Многие учителя боятся работать с этим возрастом. Он ищет себе идеал, которому мог бы подражать и сам желает выделиться и быть признанным в кругу друзей. Но так как этого достичь для него трудно в добре, поэтому он охотно растворяется в массе, делаясь серой щепкой в мутном потоке: «Все одинаково подлые, успевай, бери от жизни всё, что можешь». Пример – молодёжные банды, настоящие звериные стаи, отморозки, исключительно безжалостные. У них строгие законы и правила. У руководителей безграничная власть над членами банды. Их действия бывают ужасающи – комсомольские погромы церквей, еврейские погромы в Германии. Они выискивали верующих и грабили монастыри. В этом возрасте особенно интересуются противоположным полом, венерические болезни затопляют этот возраст.

Учите ребенка святости, учите хранить непорочность, девство. 1Кор.6:9 – «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники». Конечный результат – вечная смерть. Обязательно расскажите о законах относительно девства у евреев и у мусульман. Потеря непорочности до замужества – смерть. Ты можешь умереть прямо в грехе, и будешь мучиться вечно с сатаной в аду. В этом возрасте много думают о будущем, об учении, выборе специальности, женитьбе. Он очень заинтересован происходящими событиями, к которым относиться очень чувствительно. Научите слышанное и виденное в книгах и фильмах переносить на себя с вопросом: «Как бы ты вышел из этой ситуации, как бы поступил, в чем не прав герой?» Этим возрастом легко манипулировать, если они не защищены страхом Божиим. Научите их не прикасаться ко греху: не смотреть, не слушать, не читать и даже участвовать в уничтожении духовной проказы: сжечь дурные книги, оккультные предметы, и никогда не ходить на дискотеки, рок-концерты – там бесовщина. Покажите ребенку на примерах житий святых достижимость цели, постарайтесь с ним подружиться, насколько это возможно. Можно участвовать с детьми в играх. Позвольте им высказать свое мнение об увиденном и задать вопрос, где нужно подправьте, подкрепив примерами. Если ты сам будешь не на высоте, то ты будешь не учитель, а развратитель. На вопрос отвечайте серьезно, по Слову Божию. Если в данный момент ответа не знаете, то так открыто и признайтесь в этом. Один, два раза вам это сойдет, но на большее не рассчитывайте. Ищите ответа в Библии и у более опытных верующих, у возрожденного священника. Этим вы не потеряете авторитет. Рассказывайте не только о своих победах, но и своих поражениях и ошибках. Будьте надежным. Если подросток доверяет вам, то оправдайте его доверие. Не раскрывайте его тайны даже родителям. Постоянно говорите, что нужно хранить непорочность – главное достояние юности. Пс. 118:9 – «Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему».

2Тим.2:22 – «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца». Хорошо было бы, когда много детей, разделить их по возрастным группам для занятий Словом Божиим. Иногда приходится разделять не по возрастным группам, а по уровню знания Слова Божия.

 

Молодежь (возраст 15-18 лет). В этом возрасте ставится вопрос очень конкретно: какая цель моей жизни? Так было всегда, но в последние десятилетия мы можем уже констатировать как факт, что очень многие этот вопрос уже не ставят, для них цель одна – наслаждение. Интересно, как писали в газете, отвечают молодые люди на вопрос, что самое главное в жизни. Девочка ответила: «Косметика и мужчины». Мальчик ответил: «Деньги, деньги и еще раз деньги».

Если Бог даст вам мудрости и сил, то постарайтесь направить этот вопрос по нужному руслу: «Помни, что все мы умрем, а далее вечность. Где ты будешь ее проводить?» Подскажите, что для разрешения этого вопроса нужно ставить следующие вопросы: «Как я могу служить Господу?» В этом возрасте всё еще происходит поиск идеала, и война против авторитетов видимых и невидимых.

Дети – это самое злое и беспощадное, что есть на земле сегодня, потому что они остались без Бога, без цели, обольщенные диаволом, развратом, воровством, наркотиками, цинизмом, ложью, предательством. Только искренняя, глубокая вера во Христа Иисуса может спасти их и сделать полезными для добра. Для этого возраста свойственно: выбор специальности, веры, друга жизни, отдаление от дома и родителей.

Желание полной независимости, кажущееся естественным, на деле оказывается смертоносным. Чаще говорите детям о краткости жизни, о зависимости всех от Бога, от природы, друг от друга и от многого другого. Полностью независимых людей не существует. Иоан.8:34-36 – «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».

Рим.6:16-18,20,22 – «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная».

В этом возрасте молодой человек становится личностью, и как ему кажется, настолько самостоятельной, что он не копирует поведение других. Молодой верующий человек ищет свое место в церкви и в труде Божием. Это прекрасный возраст учиться, и учиться брать на себя ответственность за то, что происходит в церкви. Им уже можно доверять поручения, как Павел своему ученику Тимофею. 1Тим.4:12 – «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте». Наблюдайте за духовным ростом молодежи.

1Кор.1:24 – «Для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость». Чаще спрашивайте себя: «Действительно ли я направляю их ко Христу по правильному пути?» Деян.16:1-3 – «Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин». 17:14 – «Тогда братия тотчас отпустили Павла, как будто идущего к морю; а Сила и Тимофей остались там». 18:5 – «А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос». 19:22 – «И, послав в Македонию двоих из служивших ему, Тимофея и Ераста, сам остался на время в Асии». 2Тим.1:2 – «Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего».

Уделяйте им свое время, и самым близким откройте двери своего дома, чтобы они могли вместе с вами думать, обсуждать ответы на вопросы, учите их просматривать последствия от разных решений. Постоянно подчеркивайте, что грех обладает силой притяжения, и нет людей свободных от греха. Рим.3:23 – «Потому что все согрешили и лишены славы Божией». Все нуждаются во спасении во Христе Иисусе, а иначе он погибнет во грехах. На небольших работах сумейте показать ребенку, что вы в нем нуждаетесь, чтобы в нем развилась правильная самооценка. Он нужен, без него трудно и его помощи ждут. Если ребенка не замечают, то он считает себя лишним, его постоянно стараются выпроводить на улицу или посылают в другую комнату одного помолиться.

Иногда ребенок делает что-либо плохое или запретное только для того, чтобы его заметили. Видя неумение ребенка, взрослые часто говорят: «Мне легче самому сделать, чем стоять над ним, неумехой». Если бы где-то рядом кто-то другой занимался бы с таким ребенком, но поступал бы не так, но учил бы его, доверяя ему, то уже через короткое время вы стали бы замечать разницу в этих детях. Грубые натуры обычно стараются свалить вину на другого: «Это виноват он сам», хотя видя такие плоды и большую разницу в умении детей что-либо делать, родитель или воспитатель должен был бы сказать: «Вот до чего довело мое нерадение».

Иногда в печати появляются публикации о том, как приезжающие с Запада богатые бездетные люди усыновляют взятых в России детей. И каких! Помещенные фотографии наводят на мысль: «Да не может быть!» Новые родители говорят: «Мы сами выбрали этого ребенка, самого больного, самого заброшенного. Нам предложили несколько таких, но все они были больные, с врожденными пороками. Когда я взглянула на свою будущую дочь, то на меня напал страх. Лица, как такового у нее не было, нос отсутствовал, казалось, совсем, заячья губа, одна нога короче». В первые же годы они сделали около семи сложнейших и дорогостоящих операций, и рядом фотографии сегодняшней красавицы, улыбающейся и счастливой. Примените это к себе, но только в духовном плане.

Вы должны знать имя каждого ребенка в вашей группе. Обращайтесь к детям по имени, и так их представляйте тем, кто посещает вас. Если у ребенка что-то не получается, то узнайте причину, и пусть он начнет сначала. Заинтересованно слушайте, когда он рассказывает о своих делах. Свое время уделяйте ребенку не только во время воскресных занятий. Если в группе даже два человека, то обязательно назовите старшего из них, когда поручаете им какую-либо работу. Доверие растит самоценность. Если ребенок злостно мешает на уроке или во время труда, то его необходимо пересадить или наказать, но не дать ему возможности одержать над вами победу.

Дети должны испытывать чувство надежности, защищенности, доверия и домашней атмосферы, чтобы у него развилась достаточная уверенность в себе. Если ребенок тоскует, плачет, просится домой, то его нужно попытаться успокоить, разъяснить когда за ним приедут, и что домой он попадет никак не ранее. Старайтесь загрузить его время буквально до минуты работой, играми. Период акклиматизации – около 14 дней. Новое незнакомое окружение домашних детей делает их боязливыми. Чтобы они легко вошли в круг ровесников, нужно их познакомить между собой и наблюдать, чтобы никто никого не обижал, а обидчика строго наказать.

Дети из семей алкоголиков или безотцовщина пытаются домашнюю атмосферу перенести на других. Разъясните им и покажите выгоду того, что они находятся здесь. Будьте дружелюбны и спокойны. Создайте с первых же минут такое мнение о себе, что с вами надежно, у вас нет любимчиков, и вы всё знаете заранее. Не трогайтесь слезами ребенка – это у них быстро проходит. Чаще подводите их к Уставу, где сказано как вести себя. Объясните, что здесь правильные наказания и дисциплина, это создает неотразимую атмосферу надежности. Маленький ребенок особенно остро чувствует надежность, защищенность, когда у него есть перечень того, что можно делать, и того, что нельзя. Помогите ребенку почувствовать, что он – частица этого коллектива. Знакомство и общее приветствие рождает чувство принадлежности к этому обществу, точно так же как совместные праздники, экскурсии и т.д. Точно также и при прощании, отъезде: отъезжающие выходят напротив остальных, и им задается вопрос: «Есть ли здесь те, кто обидел вас, с обидой ли на кого-нибудь уезжаешь, не должен ли кому что-нибудь, что не возвратил, был ли ты наказан за время пребывания здесь?» Хорошо, если рядом с отъезжающим рядом находятся бывшие здесь или отъезжающие родители. Его нужно поставить рядом с ними и сказать: «Вот теперь ты совсем никого не боишься и скажи прямо, наказывали ли тебя несправедливо, незаслуженно, не держишь ли обиды на кого-либо из насельников или воспитателей, на тех, кто остается здесь?» Вот это и есть экзамен на ту атмосферу, в которой вы живете. Если у вас истинно христианский дух в вашем заведении, то вы услышите только один ответ, как в нашем детском лагере-стане (за двадцать восемь лет существования мы слышали только один ответ: «Нас наказывали только справедливо, за дело»). После этого обратиться к остающимся: «Есть ли кто обиженный таким-то, с миром ли отпускаете его?» Нужно всегда все разводить по нолям и призвать всех на краткую общую молитву за отъезжающих и помолиться своими словами. Обращайтесь с детьми ласково, берите на руки или за руку, гладьте его по щеке или голове, обнимите и т.д. Иисус дал нам в этом пример. Мрк.10:16 – «И, обняв их, возложил руки на них и благословил их».