Основные направления в управленческой деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования.

Управление в области охраны окружающей среды.

Это один из ведущих правовых институтов ЭП, который выражается в деятельности специально уполномоченных государственных, муниципальных и иных органов, а также заинтересованных субъектов (субъекты предпринимательской деятельности, общественность), вовлеченных в процесс подготовки, принятия и реализации экологически значимых и иных смежных решений, способных оказать негативное воздействие на состояние окружающей среды, природных ресурсов, а также эколого-правовой статус человека и гражданина.

Основные функции управленческой деятельности РФ:

Ø Правотворчество в области охраны окружающей среды.

Ø Контрольно-надзорная функция.Чем отличается экологический контроль от надзора? Самое главное отличие в том, что эко контроль могут осуществлять ВСЕ заинтересованные субъекты, а эко надзор осуществляет только гос-во!!! В зависимости от субъектов осуществляющих эко контроль выделяют: государственный, производственный, муниципальный и общественный эко контроль. Теперь нет императивных норм создавать на уровне мсяспец уполномоченный для эко контроля органы.

Ø Функция учета в области природопользования. Должно осуществляться ведение кадастров и реестров природных ресурсов, отходов и особо охраняемых природных территорий.

Ø Превентивная экологическая функция. Предупреждение и пресечение экологических правонарушений.

90% - это гос услуги.

1) Подготовка и принятие нпа в области охраны окружающей среды и природопользования. (не гос услуга);

2) Ведение кадастров и реестров;

3) Нормирование в области охраны окр среды и природопользование -Это государственно правовой механизм установления критериев предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду (ПДК, ПДВ, ПДУ), а также нормативы допустимого возможного изъятия природных ресурсов хозяйствующими субъектами. ПДК – предельно допустимые концентрации вредных веществ в окр среды. ПДУ – предельно допустимые уровни шумового, радио-магнитного, радиационного воздействия. ПДВ – предельно допустимые вредные воздействия от производственной деятельности, есть 3 класса опасности такой деятельности, эта классификация ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». + есть ещё нормативы социально защитных зон – это экологические требования, касающиеся установления соответствующих расстояний между объектами промышленной, производственной или хоз деятельности и жилыми зонами. (но никто эти социально защитные нормы не соблюдает)

Все нормативы устанавливаются на ведомственном уровне, в виде санпинов в основном. А это значит, что они носят рекомендательный характер.

4) Лицензирование в области охраны окружающей среды и природопользования – это особый правовой разрешительный порядок, который предусматривается для предоставления в пользование отдельных видов природных ресурсов. Лицензирование всегда предполагает возмездную основу и строго специальный характер природопользования. Субъектами лицензионно-договорных отношений в области природопользования выступают граждане-предприниматели и ЮЛ, в том числе и иностранные.

5) Сертификация и стандартизация. Это основные критерии устанавливающие соответствие результатов производственной деятельности законодательным требованиям.

6) Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза, экологический аудит. ОВОС и эко экспертиза устанавливают механизм соответствия намечаемой хоз-ой или иной деятельности природоохранным нормам, стандартам и требованиям. А эко аудит – это проверка деятельности хозяйствующего субъекта эколого-правовым требованиям.

7) Международное сотрудничество и принятие государственно-властных решений, являющихся объектом международного эко права.

Различают 2 основных вида управления в области охраны окружающей среды и природопользования: ОБЩЕЕ и СПЕЦИАЛЬНОЕ.

Общее управление реализуется органами общей компетенции (Президент РФ, Правительство, фед собрание, главы субъектов РФ, главы органов мся.)

Президент РФ, как общий субъект управленческой деятельности.

Президент РФ является основным гарантом экологических прав и свобод, =>он обеспечивает организацию и функционирование всех ветвей власти РФ, также он осуществляет контроль и надзор за осуществлением деятельности всех ветвей власти в рамках предоставленных Конституцией РФ полномочий. Т.е. он будет всех сдерживать остальных, чтоб те не вышли за рамки полномочий.

На президента РФ возлагаются: формирование основ внутренней и внешней экологической политики гос-ва и осуществление представительства по данным вопросам на международном уровне; полномочия по охране национального территориального суверенитета; утверждение основ национальной экологической безопасности, а также формирование и возглавление межведомственную комиссию по экологической безопасности при совете безопасности РФ; осуществление взаимодействия при функционировании всех ветвей гос власти в эколого-правовой сфере; полномочия по нормотворчеству в области охраны окр среды и природопользования – указы и право вето на ФЗ + Президент РФ явл-ся субъектом законодательной инициативы.

Правительство РФ, как субъект управленческой деятельности

 

30.11.11

Основные полномочия устанавливаются на основании ст 12 и 13 Фкз «о правительстве РФ»

1. Координация деятельности фед органов исполнительной власти вовлеченных в процесс подготовки, принятия и реализации экологически значимых решений.

2. Для решения экологоправовых задач в установленной сфере деятельности правительство вправе создавать свои территориальные органы и назначать должностных лиц для их исполнения.

3. Реализация внутренней и внешней экологической политики РФ

4. Формирование и реализация федеральных целевых программ экологической направленности

5. Формирование и реализация социально экономических направлений в сфере природопользования( установление режима налогооблажения, арендной платы, а так же выкупных цен на природные ресурсы, как объекты движимого и недвижимого имущества.

6. Установление и изменение правового режима использования и охраны природных ресурсов.

7. По рекомендации федеральных органов исполнительной власти правительство может установить правовые статусы зон экологического неблагополучия и экологического бедствия влекущие за собой изменение финансирования данных территорий.

 

В ведении правительства находятся федеральные органы исполнительной власти:

1. Федеральное агентство по рыболовству( рос рыболовство, передано в начале 2000 г, до этого в мин экологии было)

2. Федеральная служба по экологическому. Технологическому и атомному надзору( ростехнадзор)

3. Рос лес хоз – ранее минсельхоза был

Проект ФЗ о охране здоровья- узаконил платную медицину

Данные структуры были переданы в ведомство правительства РФ в период с 2002 по 2010 годы

Государственная дума, как субъект управленческой деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования.

Выдача заключений гос думой и рассмотрение проекта фед бюджета на текущие годы, где есть строка об охране окружающей среды.

Законотворчество связанное с утверждением федерального законодательства посвященного общим вопросам управления в сфере охраны окр среды. ФЗ №7

Субъектами общего управления в экологоправовой сфере атк же выступают исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальных образований а так же их соответствующие главы.

В соответствии с ст 72 конституции РФ охрана окр среды и обеспечение экологической безопасности включаются в область совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Закон амурской области посвященный формированию экологической экспертизы.

Нет авторитета закона среди населения и чиновников а так же бизнеса.