Формы и методы защиты нарушенных эк прав.

29.09.11

Выделяют 3 основных формы защиты нарушенных экологических прав гр-н

1. Судебная.

2. Административная.

3. Форма самозащиты

 

Административная форма предполагает направление обращений, заявления и жалоб в органы гос власти различного уровня и органы местного самоуправления.

Конституция РФ устанавливает что самым важным субъектом по защите нарушенных прав является президент.

Оф сайт- кремин.ру

Направление жалобы в соответствующие приемные. Например письмо президенту: письменное обращение или электронное обращение к президенту. Жалоба к президенту поступает опосредовано.

Мобильная приемная – опред должностные лица назначены президентом направляются на место совершения прав гр-н и там же проблема эта решается на месте. Мобильная приемная является организационной формой реализации полномочий главы гос-ва по обеспечению прав гр-н и общественных объединений которая обеспечивает защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителей. Управление президента РФ по работе с обращениями гр-н и организаций.

 

Каким образом президент гарант экологических прав и свобод и где это прописано. !!!!!!!!

 

Видио блог президента. – ФЗ о спортивном и любительском рыболовстве, право собственности на объекты культурного наследия

 

Обращение к премьер министру РФ. Председателю правительства.

 

Премьер. Гов.ру

Раздел- письмо премьеру.

Обращение с письмами – реализация права на обращение к главе РФ

Разделы посвященные непосредственному участию премьер министра в решении экологических проблем: программы: амурский тигр, ( именных тигрят быть не может согласно закону о животном мире) арктические медведи, белуха- белый кит( вне правового поля), ирбис- снежный барс. Программы не выполняются и не имеют прикладного характера- пиар!!??

 

Управомоченный по правам человека- амбуцмен- данное лицо учреждено согласно международным пр нормам в конце 90х годов и сейчас такой лицо есть в каждом субъекте,. Главный- Владимир Лукин- амбуцменрф.ру

Конкретной статистики нет. 6,3%- нарушение прав на благоприятную окр среду. Часть обращений на охрану здоровья и мед помощь 3%.

Направление обращений. Заявлений и жалоб по подведомственности, сам не решает проблемы, а так же может порекомендовать обратится в суд за защитой права.

 

Специально уполномоченные министерства агента и службы, которые в рамках своей компетенции осуществляют подготовку принятие и реализацию экологически значимых решений, связанных с использованием и охраной природных ресурсов, а так же защитой экологических прав свобод и законных интересов гр-н.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ , а так же подведомственные ему роснедра, росприрод надзор, агенство по природопользовнию, росгидромет.

 

Сайт мин природы и экологии- размещен админ регламент который устанавливает порядок обращения гр-н и орг на предмет защиты нарцушенных экологических прав

 

Природоохранная прокуратура – гос контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

 

Обращение в экологические милиции – обладают правом привлечения к админ отв-ти за экологические правонарушение. Предметом выступают нарушенные экологические права.

 

Обращения, заявления, жалобы в органы гос власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

 

Судебная форма защиты.

Конституционная гарантия на защиту личных прав и свобод- ст 46 к РФ. Предоставленных гарантий больше. Для защиты эп судебная форма более предпочтительна так кА предоставляет соответствующие процесуаьные гарантии связанные с защитой нарушенного права.

Эп права так же можно защитить при помощи обращения к кс РФ в рамках которого можно поставить вопрос о констиционости определенных законодательных положений.

Когда все имеющиеся судебные механизмы предоставленные гос-м исчерпаны заинтересованный субъект вправе обратится в межгосударственные органы по защите прав и свобод.

За защитой межгосударственной можно обратится:

· Комитет ооон, по правам человека, создан на основании пакта о гр полит правах гр-н

· Евр суд по правам человека

· Международный экологический суд

 

Самозащита эк прав и свобод. Характерная черта- инициатор защиты сам заинтересованный субъект. В рамки самозащиты могут включатся методы и админ и суд защиты.

Формой самозащиты можно признать организацию и проведение публичных мероприятий в защиту окр среды(митинги, пикетирования, шествия и демонстрации) , инициирование общественных экологических объединений связанных с защитой нарушенных эп.

Радикальные организации, например хранители радуги. Так как низкий уровень правового образования.

 

19.10.11

31.10.11 Тема: Право собственности на природные ресурсы.

Право собственности представляет собой многоаспектное комплексное понятие, которое может быть одновременно и одним из институтов экологического права , а с другой стороны может быть совокупностью правомочий собственника.

Содержание права собственности на природные ресурсы

· Правомочие владения.

· Пользования

· Распоряжения.

Правомочие владения- это установленная законом возможность фактического обладания природным ресурсом, как составной частью движимого и недвижимого имущества. Выражается в возможности иметь и в установленном порядке требовать правоустанавливающие(свидетельство о праве собственности на ресурс) и право удостоверяющие документы(сопутствующие документы, которые персонифицируют конкретные права собственности. Выписка из кадастра, план или чертеж земельного участка) на природные ресурсы.

Никакое правомочие не является абсолютным. Все они чем либо ограничиваются по различным основаниям.

Право владения может ограничиваться сервитутом- частным или публичным. Сервитут- право ограниченного пользования чужим участком- 3 вида: земельный, водный и лесной. В зависимости от того кто устанавливает сервитут выделяют частный и публичный( решение органа гос власти или органа местного самоуправления). Ограниченные сервитуты- особо охраняемые природные зоны, закрытые территории, платные автодороги.

Правомочие пользования.- это разрешенная законом возможность извлечение максимально полезных свойств из принадлежащего природного ресурса.

Ограничивается сервитутом, целевое назначение и разрешённое использование природного ресурса. Данное ограничение может быть преодолено на основании норм фз «о переводе земель из одной категории в другую».- не конституционный закон

Правомочие распоряжения- предоставляет собственнику законодательную возможность изменения правового режима принадлежащего природного ресурса. Совершение гр-пр сделок.

Ограничение- залог, арест, изъятие из гражданского оборота.

Виды права собственности на природные ресурсы.

Ч2 ст 9 конституции устанавливает ,ч то земля и другие(лес, недра, животный мир) природные ресурсы могут находится в частной, муниципальной, государственной и иных формах и видах собственности.

Частная собственность на природные ресурсы.

Частная собственность это собственность 1 или более субъектов на природные ресурсы. Существует 2 основные разновидности:

1. собственность индивидуальная

2. Коллективная( общая)

· Общая совместная собственность(доли равны)

· Общая долевая( доли определены)

Субъектами права частной собственности могут выступать

1. Гр-не предприниматели, гр-не, юр лица рф

2. Иностранные гр-не, иностр юр лица и лица без гражданства

Обе категории субъектов являются фактически равными в их правовом статусе. У названных субъектов одинаковый объект прав и обязанностей, одинаковый режим налогообложения, одинаковое право доступа к природным ресурсам. – это не обосновано и недопустимо с точки зрения конституционных прав.

Объекты частной собственности на природные ресурсы.

1. Земельные ресурсы. Согласно ст 15 земельного кодекса- предоставляется право частной собственности гр-м и юр лицам. Объектом права частной собственности на землю могут выступать земли не изъятые и не ограниченные в гражданском обороте. Ст 27 ЗК- перечень изъятых земель. Ч3 ст 15 закрепляет что иностранные субъекты не вправе приобретать в собственность земельные участки расположенные на приграничных территориях.( перечень устанавливается на основании указа президента о приграничных территориях №26 от 9янв 2011 года) . в соответствии с действующим земельным законодательством из гражданского оборота не исключаются : земли высокой кадастровой стоимостью, земли стратегического назначения, земли на которых располагаются защитные резервные леса. Земли национальных природных парков, земли сельско-хоз назначения с высокой кадастровой стоимостью, земли в недрах которых располагаются стратегически важные полезные ископаемые, а так же земли на которых располагаются объекты природного и культурного наследия.

2. Лесные ресурсы, как объекты права частной собственности. 3 основных категории- защитные, резервные, эксплуатационные леса. Только эксплуатационные могут быть объектом частной собственности. Ст 75 ЛК устанавливает правовой режим договора купли- продажи лесных насаждений. При регулировании данных отношений следует руководствоваться нормами гражданского законодательства- ст 130- лесные насаждения- движимое имущество.

В соответствии с действующим лесным законодательством заинтересованный хозяйствующий субъект по средствам конкурса аукциона приобретает право аренды на лесной участок, сроки аренды могут быть 1, 3 года и 49 лет, при этом у лесопользователя возникает право собственности на лесокустарниковую растительность произрастающую на предоставленном лесном участке. После этого он может законно вырубать лес который на этом участке произрастает. Если речь идет об особо ценных и промысловых породах древесины( дуб. Бук, розовое. Красное дерево), то на основании фз о порядке перевода земель из одной категории в другую можно изменить не только статус земельного участка но и статус объектов которые расположены на этом участке или его недрах.

Существует процессуальный порядок подготовки и заключения договора купли продажи лесных насаждений расположенных на землях находящихся в государственной или муниципальной собственности приказ минхоз бла бла рф от 8 февр 2010 на основании документа установлен типовой договор продажи.

3. Недра. В соответствии с законом рф о недрах(ст 1.2.) недра в границах территории рф, включая подземные пространства и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются исключительной государственной собственностью. Совместное ведение рф и субъектов. Ст 1.2- извлеченные из недр полезные ископаемые добытые по условиям лицензии. Договора или соглашения могут находится в собственности рф, субъектов рф, муниципальных образований и частных лиц.

Добытые из недр минеральное сырье является собственностью хозяйствующего субъекта, который производил указанную добычу. Закон о недрах предоставляет право равного доступа к получению в собственность или пользование природных объектов для добычи минерального сырья и энергетических ресурсов расположенных на территории рф.

В частной собственности могут находится 2 основных объекта полезных ископаемых:

· Общераспространенные полезные ископаемые, расположенные на глубине до 5 м ниже почвенного слоя и добыча которых может производится без технических средств и взрывных сооружений , без нарушения целостности земной коры. Мел глина гравий песок известняк. Указанные объекты предоставляются собственнику безвозмездно строго для удовлетворения личных нужд, то есть не для цели извлечения прибыли.

· Подземные водоносные горизонты. Это подземная вода находящаяся на самом близком уровне.

4. Водные ресурсы. Ст 8 водного кодекса рф Устанавливает что водные ресурсы расположенные на территории рф и составляющие единый неделимый водный фонд рф находятся в исключительной федеральной собственности, если иное не устанавливается действующим законодательством.

В частной собственности может находится пруд или обводнённый карьер располагаемый на частном земельном участке. Указанные объекты являются недвижимым имуществом вовлеченным в гражданский оборот.

7.11.11

5. Животный мир. ФЗ о животном мире от 24.04ю1995 года устанавливает правовой режим использования и охраны объектов животного мира. Объекты животного мира находящиеся в состоянии естественной свободы ( дикие животные) являются государственной собственностью. Все вопросы по поводу владению пользованию и распоряжению решаются совместно РФ и субъектами РФ.

Объекты животного мира извлеченные из естественной среды обитания являются собственностью субъекта, который и произвел это изъятие из окр среды.

В частной собственности могут находится все объекты животного мира за исключением полностью изъятых их гражданского оборота. (животные занесенные в красную книгу, ведется по унифицированной системе, кадастр)

В рф существует высокоорганизованный нелегальный рынок особо ценных объектов животного мира.

Бесхозные животные. Бродячие бездомные животные. За них никто не ведет контроль и за них никто не несет ответственность. По гп- бесхозные вещи . Муниципалитеты должны их содержать.

В частной собственности могут находится домашние животные(вещи).

Наземные животные и иные животные. Все что рассмотрено выше имеет отношение к определению правового режима наземных животных.

Иные объекты животного мира: насекомые, водные, беспозвоночные и морские млекопитающие и прочее.

В соответствии со ст 34 ФЗ 2 о животном мире» пользователи животным миром приобретают право собственности на извлеченные из естественной среды обитания названные объекты по средствам охоты а так же любительского и спортивного рыболовства.

ФЗ « об охоте и сохранении охотничьих ресурсов». ФЗ « о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». ( проект ФЗ « о любительской и спортивной рыбалке»). Данный проект размещен на сайте рос рыболовства и обсуждался до 19 сент 2011 года. Приняло участие более 150 тыс человек. Этот проект закона фактически прошел все обсуждения в гос думе и планирует вступить в силу в январе 2012 года.

5. Космическое и около земное пространство. Речь идет о солнце луне иных небесных телах, которые имеют международный режим. Правовой статус устанавливается в раках подписанных соглашений. Они подписаны в 60х годах. На основании норм мп названные объекты не могут находится в собственности государств участников мирового сообщества. Прямого запрета на частную собственность нет.

6. Атмосферный воздух. Он не является объектом права собственности.

Ярко выраженный приоритет экономики над экологией.

Муниципальная собственность на природные ресурсы.

В соответствии с земельным кодексом рф в муниц собственности могут находится земельные участки и расположенные на них либо в их недрах природные ресурсы. Если иное не устанавливается федеральным законодательством. Объем ресурсов уменьшается.

Виды природных ресурсов которые являются муниципальными.

1. Земельные ресурсы. Объектами м собственности выступают земельные участки права м собственности на которые возникло в результате разграничения права гос собственности на землю.

Земли муниципальных образований. За вычетом государственной и частной собственности на землю.

Земли в зависимости от их разрешённого пользования делятся на виды

· Земли общего пользования. Бремя содержания данного имущества

· Земли на которых располагаются объекты муниципальной собственности. Земли где располагаются м объекты культуры, образования, здравоохранения, искусства, объекты социального обеспечения( бани, прачечные и тп), органы муниципальной власти и управления.

· Жилые зоны. Если на данной зоне расположено муниципальное жилье

· Земли муниципальных особо охраняемых природных территорий. Муниципальные заповедники, заказники, парки и тп, земли оздоровительного назначения( муниц профилактории и курорты)

· Земли на которых располагаются объекты инженерно-транспортной инфраструктуры. Очистные сооружения, коммуникации и тп

· Специальные зоны. Полигоны бытовых отходов. Муниципальные скотомогильники. Кладбища и гражданские захоронения. ( например во времена войн, имеют более высокий статус).

· В собственности могут так же находится земли занятые муниципальными лесами но в том случае если иное не установлено федеральным законом.

Вышеуказанные объем муниципальной земельной собственности может увеличиваться 2 способами:

· Передача земель находящихся в государственной собственности муниципальному образованию. Данный случай предполагает возмездное предоставление природных ресурсов. Денежные средства и услуги.

· Изъятие земельных участков для муниципальных нужд у граждан или юр лиц для муниципальных нужд. Защита- возмещение по остаточной стоимости.

 

2. лесные ресурсы. В соответствии с лесным кодексом – муниципальное образование вправе владеть пользоваться и распоряжаться муниципальными лесными участками. Которые соответственно являются предметом гражданских правоотношений.

В рамках полномочий распоряжения лесными участками муниципальное образование вправе:

· устанавливать ставки арендной платы за предоставление лесных участков заинтересованным субъектам.

· Установление ставок платы за эксплуатационную заготовку древесины.

Муниципальное образование так же вправе в соответствии с градостроительными регламентами размещать дополнительные особо охраняемые природные территории( лесопарки) в рамках земель муниципального образования.

3. Водные объекты. Ст 8 водного кодекса устанавливает что в муниципальной собственности могут находится только пруды и обводнённые карьеры. Они не должны пересекать границы муниципального образования. Если пересекают то это режим гос объектов или пересечения . в чьей собственности находятся родники находящиеся на территории муниципального образования. Подземные водные объекты- гос собственность. Бремя содержания никто не несет.

4. Недра. Ст 1.2 ФЗ о недрах устанавливает. Что исключенные из недр полезные ископаемые, минеральное сырье или энергетические ресурсы могут находится равным образом и в муниципальной собственности, но при условии что данная деятельность была осущ в рамках лицензии с учетом установленного порядка. М образования как правило осущ право собственности в отношении общераспространенных полезных ископаемых, которые извлекаются из недр без дополнительной помощи.

5. Объекты животного мира. М образование вправе владеть пользоваться и распоряжаться объектами животного мира. Которые изъяты из естественной среды обитания на условии особого право разрешительного порядка.

Так же могут находится животные содержащиеся в полувольных условиях. Что это за условия не понятно никому, а так же животные содержащиеся для реализации научно-исследовательских целей.

 

Государственная собственность на природные ресурсы.

До 23.11

 

24.11.11