Прибыль предприятия.

Прибыль можно рассмотреть с нескольких позиций. С экономических позиций, прибыль – это разница между денежными поступлениями и выплатами. С хозяйственных позиций, прибыль - это разность между имущественным состоянием предприятия на начало и конец периода. С позиции экономической теории, прибыль – это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Если посмотреть на классическое определение прибыли, то оно не учитывает никакие другие доходы, кроме доходов, полученных от реализации

В нашей экономике все поступления – прибыль и всё облагается налогом.

Прибыль – превышение доходов над расходами. Прибыль формируется независимо от денежных потоков.

Планирование прибыли – это составная часть финансового планирования. Планирование прибыли может осуществляться разными методами.

Прибыль – результат финансово хозяйственной деятельности.

Планирование прибыли производится по видам деятельности и по видам прибыли. В развитых видах экономики планирование прибыли проводится достаточно на длительный срок. Разные виды деятельности могут отличаться друг от друга по различным методическим аспектам, связанным с учетом прибыли. В развитых экономиках прибыль планируется на существенный срок (3-5 лет).Планирование прибыли в Рф осуществляется на период до года с разбивкой на квартал или полугодие, это связано с тем, что при планировании прибыли необходимо учитывать взаимосвязи не только финансовой деятельности, но и хозяйственной деятельности. Пи это при планировании прибыли необходимо учитывать все факторы, которые оказывают влияние на финансовый результата и по возможности моделировать финансовый результат. В планировании прибыли используется три основных метода:

1. Метод прямого счета

2. Аналитический

3. Операционный

Наиболее распространен на традиционных предприятиях 1 метод. Это метод, с помощью которого оценивается по всему ассортименту выпускаемых товаров и услуг в зависимости от выпуска и объема реализации.

Первый этап - на основе отпускных цен, объема продаж и покупной стоимости определяется объем возможной прибыли или убытка. Если убыток, то нужно снижать себестоимость: цены на мат.ресурсы, снижать трудоемкость (пересмотреть нормы выработки, реализовать произв процесс, методы оптимизации в нормировании НП), ЗП. Второй этап - определяются доходы от внереализационных операций (долевое участие, ценные бумаги). Операционные доходы складываются из реализации ненужных нам активов и полученных арендных платежей. Оцениваются и внереализационные расходыи операционные расходы. Операционные расходы – это расходы связанные с затратами на реализацию ненужного нам имущества и амортизации и обслуживания оборудования, а внереализационные расходы - это потери от курсовых разниц, налог на имущество и налог на рекламу. Формируется общая структура прибыли – разница межу операционными доходами и операционными расходами, разница между внереализациоонных доходами и расходами.

Второй метод - аналитический. Применяется при отсутствии инфляции и для предприятий с устойчивым ассортиментом. Обычно расчет ведется по разным видам товарной продукции, которую делят на сравнимую и несравнимую. Расчет ведется по сравнимым показателям. По нему определяем возможную прибыль в зависимости от объема продукции, сравнивая те или иные показатели. Этот метод заканчивается определением показателя – отчетная рентабельность = отношение ожидаемой прибыли к полной себестоимости товарной продукции. Также можно рассчитать и базовую рентабельность (базовый год).

С помощью этого показателя рассчитывают изменение себестоимости, и оценивать ожидаемую прибыль. Для несравнимой продукции этот метод может быть использован только ориентировочно или его заменят метод прямого счета. В этом случае можно учитывать факторы, влияющие на себестоимость, оценить тренд и т.д.

Третий метод – операционный. Базируется на принципе разделения затрат, на постоянные и переменные и расчете маржинальной прибыли, либо маржинального дохода, либо суммы покрытия, либо предельной прибыли. Под маржинально прибылью понимают выручку от реализации без НДС, акцизов и таможенных пошлин за минусом переменных затрат. После получения маржинальной прибыли из нее вычитаются постоянные затраты и получаем финансовый результат. Формирование маржинальной прибыли связано с определением точки безубыточности – порог окупаемости затрат. После определения точки безубыточности, на основе расчета, так называемого эффективного производственного рычага, оцениваются возможности изменения прибыли. Чем выше доля постоянных расходов тем сильнее воздействие производственного рычага. При росте объемов продаж, доля постоянных расходов уменьшается и воздействие производственного рычага уменьшается. Постоянные и переменный расходы не пропорционально воздействуют на финансовый результат при изменении объемов производства. А сила воздействия производственного рычага определяется отношением маржинальной прибыли к прибыли общей.

Снижение постоянных расходов связано с содержанием административно-управленческого персонала.

ЗАДАЧКА. Выручка от реализ продукции 500 т рублей, условно переменные расходы – 250 т рублей, условно постоянные – 100 т рублей, определить маржинальную прибыль.= 250. Точка безубыточности = 150. Эффективность опер рычага=0,5. Финн результат=150 т. точка без-ти=отнош пост затрат к доле марж прибыли в общей выручке.100:50%=200т руб. эффективность опре рычага: отношение маржинальной прибыли к прибыли:250:150=1,67. Финн рычаг имеет коэффициент 1,67 – любое изменение выручки влечет за собой изменение прибыли с коэф 1,67. Если мы увел на 10% мы получим рост прибыли на 16, 7. Уменьшение выручки на 5% повлечет уменьшение прибыли на 8, 35 %.

В процессе планирования прибыли нужно определить те факторы, которые оказывают на нее существенное влияние. К росту прибыли приводит увеличение объема производства – ограничено спросом, рост цен – ограничено конкуренцией, снижение себестоимости – ограничено нашими организационными возможностями, обновление ассортимента – ограничено технической подготовленностью. Основные факторы очень зависимы от факторов вне и внутри фирмы.

Особое значение приобретает управление затратами, которое обеспечивается в рамках контроллинга и бюджетирования.

Распределение и использование прибыли.

Распределение прибыли имеет два направления. Часть прибыли предприятие отправляет госбюджету, часть остается в собственном распоряжении. Взаимоотношения строятся на основе закона налогообложения. В конечном счете, именно налоги оказывают влияние на формирование конечного результата, размер чистой прибыли, а так же формирование фондов накопления и потребления. Та часть, которая входит в цену продукции это НДС, таможенные пошлины, акцизы, экспортные пошлины. В себестоимость включается социальный налог, земельный налог, транспортный налог, лесной налог и другие виды налогов федерального и регионального значения. Часть налогов относится непосредственно на финансовый результата – налог на прибыль, налог на рекламу, налог на имущество. Часть налогов – это местные налоги, тоже относятся на финансовый результат, но считаются после отчисления федеральных налогов.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, после распределения в фонды и резервы, увеличивает собственный капитал предприятия, свидетельствует о финансовой устойчивости, создавая резерв для развития производства. Прибыль является важнейшей экономической категорией, которая выполняет целый ряд важнейших функций:

1. Размер прибыли показывает эффективность производства

2. Стимулирующая функция, т.к. прибыль является источником прироста собственного капитала, влияет на инвестиционную политику предприятия

3. Источник всех социальных благ

4. Источник формирования бюджета

Схема

Общая выручка, которая определяется как суммарная реализация * цену реализации. После вычета из этой выручки НДС, таможенных пошлин, акцизов, мы получаем чистую выручку (чистый оборот). После вычета из чистой выручки затрат на производство, мы получаем прибыль от реализации продукции.

Доход от внереализационной деятельности минус расход от внереализационной деятельности = прибыль от внереализационной деятельности.

Прибыль от реализации основных и оборотных фондов

Прибыль от реализации + прибыль от нереализационной деятельности + прибыль от реализации производственных фондов = валовая прибыль

Из валовой прибыли вычитается много составляющих (налог на прибыль и имущество, процент по долгам и их погашение, минус или плюс санкции или штрафы) и в результате получается чистая прибыль

Чистая прибыль используется для формирования фондов развития производства, фондов социальной сферы и фондов материального поощрения. Фонд развития производства – средства для проведения природоохранных мероприятий, приобретения ОС и т.д. 1 фактор – можно исп для инвестиций, НИИ, проведения прир-охр мероприятий, подготовке кадров и проведения собственных оборотных активов

2 и 3 – не влияют на произ-во, но влияют на прибыль: жил стр-во, проведение культ мероприятий, разовые выплаты. Именно сохранение персонала приводит в конечном итоге к росту выручки и осту чистой прибыли!!!

Основными факторами, за счет которых можно изменить или управлять размером прибыли, являются внешние и внутренние экономические воздействия. К внешним факторам относятся природные факторы, доступность производственных ресурсов, социально-экономические факторы, транспортные факторы, уровень внешнеэкономических связей, стоимость труда. Внутренние факторы: основные – уровень организации труда и производства, ассортимент, объем производства, состав структуры затрат; неосновные – условия труда, система установления цен, уровень контроля качества продукции. На эти факторы можно влиять.

Основными факторами, кот способствуют увел прибыли: увел качества, снижение себестоимости, диверсификация производства, расширение рынка продаж.

В структуре формирования прибыли есть еще одно понятие – бухгалтерская прибыль – прибыль. Которая выявлена на основе бухучета. Бухучет сопровождает формирование прибыли на всех этапах. Любое предприятие должно стремиться так выстроить учетную политику, чтобы бухприбыль соотв экономическим показателям.

Чистую прибыль называют экономической прибылью.