Виды средств воспитания
(Единой классификации нет.)
По характеру воздействия на человека:
- прямые (беседа, убеждения)
- косвенные (библиотерапия, видиофильм).
По включенности сознания воспитателя и воспитуемого:
- осознаваемые
- неосознаваемые
По характеру воздействия на объект воспитания
- эмоциональные,
- когнитивные,
- поведенческие.
Классификация методов воспитания
Результатом воспитательного процесса является воспитанность учащихся.
Для определения эффективности воспитательного процесса необходимо сравнить результат с целью. Результат можно считать достигнутым, если цель достигнута по всем трем направлениям:
- понимание,
- принятие,
- действие
Воспитанность: методы ее диагностики, развития, саморазвития, коррекции, проектирования
Вопрос аудитории: Кто такой воспитанный человек?
Воспитанность – отдельный уровень личностного развития.
Воспитанность включает:
А) запас нравственных знаний учащихся (что он знает о нормах поведения и об отношении к обществу, труду, к другому человеку, к самому себе);
Б) нравственные убеждения (как ученик принимает эти нравственные нормы для себя лично – его смыслы, мотивы, ценности), т. е. Личностное пристрастное отношение к нравственным знаниям. Нравственные знания ученика далеко не всегда переходят в убеждения, а могут сосуществовать с ними параллельно;
В) реальное нравственное поведение (как ребенок воплощает нравственные знания и убеждения в своем поведении).
Воспитанность – это не конгломерат частных свойств (например, честность, трудолюбие и владение внешними признаками поведения). Воспитанность есть согласованность между знанием, убеждением и поведением. Разлад между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности.
Итак, для высокого уровня воспитанности характерна согласованность между знаниями, убеждениями и поступками человека, для низкого уровня воспитанности – разлад между ними, ограниченность нравственных знаний и эталонов, отсутствие связи между знаниями, убеждениями, поведением.
На высоком уровне воспитуемости имеет место готовность ученика к самовоспитанию, постановка им самим новых целей развития своей личности.
Тема номера: