Виды вопросов

Вопросы анкеты классифицируются по степени свободы ответа, характеру ответов, форме вопросов. По степени свободы все вопросы делятся на открытые (произвольный ответ, дают богатую информацию, но трудно поддаются обработке) и закрытые (перечень вариантов ответов), в том числе альтернативные (да, нет, не знаю).

Вопросы могут быть прямые (Удовлетворены ли Вы…) и косвенные (Если бы у Вас была возможность, то Вы); личные и безличные (некоторые думают, что…).

Ответы могут быть даны в виде шкальной (бальной) оценки, т.е. числовой величины (градуировки), приписываемой каждому ответу.

По форме вопросов выделяются две группы:

о фактах и действиях (о социально-демографическом положении респондента и его семьи, вопросы о размерах и видах покупок, ценах, количестве и т.д.);

о мнениях и намерениях (подобные вопросы сложно ставить, т.к. мнения часто меняются. При исследовании мотивации нередки вопросы «Почему…» ).

Фильтрующие вопросы: задаются, если часть вопросов относится не ко всем респондентам. «Имеется ли у Вас данный товар?», Если «нет», то собираетесь ли вы его приобрести?

Контрольные вопросы: используются для проверки достоверности ответов. Например, вопрос: «К какой социальной группе вы себя относите?" может быть проконтролирован вопросами о месте работы, должности и т.д.

Иногда вводятся так называемые табличные вопросы - соединение различных вопросов, оформленные в виде таблицы.

Особой формой опроса и анкетирования являются панельные обследования. Здесь возможно поперечное (предполагает периодически проводимые опросы) и продольное изучение потребителя (направлено на изучение непрерывной информации). Вариантом панели может быть так называемая контрольная группа опрашиваемых, которые ведут регулярно записи или заполняют соответствующие бланки. Это позволяет отслеживать динамику изучаемых явлений – что покупают, где покупают, объем закупок, отношение к товару степень удовлетворенности и т.д. панели могут быть коротко- и долгоживущими (от 1 года до 5 лет.) Самостоятельным вариантом опроса являются экспертные исследования, когда опросу или анкетированию подвергаютсяквалифицированные специалисты, которые дают свои оценки и характеристики изучаемых явлений и процессов. Широко применяется Дельфи-метод экспертных оценок, метод мозгового штурма и т.д.

Методам опроса присущи следующие достоинства.

1. Высокий уровень стандартизации, всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них.

2. Легкость реализации и доступность цены.

3. Использование методов математической статистики и соответствующих пакетов прикладных программ для персональных компьютеров при обработке полученных данных.

5. Возможность анализировать полученные результаты применительно к конкретным рыночным сегментам.