В настоящее время цель воспитания определяется как создание условий (содействие) формированию и развитию личности учащихся.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников
- гражданской ответственности и правового самосознания,
- духовности и культуры,
- инициативности,
- самостоятельности,
- толерантности,
- способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны ….
В настоящее время воспитание стоит на 3-х грубых разладах:
- разлад с природой ребенка (воспитание запаздывает и отстает от природных возможностей ребенка);
- установление главных потребностей общества,
- разлад с повседневной средой.
Воспитание – предмет междисциплинарного исследования. Понятие воспитания рассматривается многими науками (философия, социология, педагогика, психология и др.). Так, социология рассматривает структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные функции. В социологии – воспитание – процесс передачи социального опыта. Педагогика рассматривает цели и задачи воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике, а также содержание воспитания. В педагогике под воспитанием понимается процесс целенаправленного непосредственного воздействия.
Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений, привычек и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Психология рассматривает воспитание как целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей, к самому себе, другим людям.