В настоящее время цель воспитания определяется как создание условий (содействие) формированию и развитию личности учащихся.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников

- гражданской ответственности и правового самосознания,

- духовности и культуры,

- инициативности,

- самостоятельности,

- толерантности,

- способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны ….

В настоящее время воспитание стоит на 3-х грубых разладах:

- разлад с природой ребенка (воспитание запаздывает и отстает от природных возможностей ребенка);

- установление главных потребностей общества,

- разлад с повседневной средой.

Воспитание – предмет междисциплинарного исследования. Понятие воспитания рассматривается многими науками (философия, социология, педагогика, психология и др.). Так, социология рассматривает структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, которые выполняют воспитательные функции. В социологии – воспитание – процесс передачи социального опыта. Педагогика рассматривает цели и задачи воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике, а также содержание воспитания. В педагогике под воспитанием понимается процесс целенаправленного непосредственного воздействия.

Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений, привычек и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Психология рассматривает воспитание как целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей, к самому себе, другим людям.