План исследования потребителей

Таблица 1.

Рисунок 5. Составление плана исследований

Рисунок 4. Определение проблемы

Рисунок 3. Этапы проведения исследования.

 

 

Определение проблемы является важнейшим этапом для успеха всего исследования. При постановке проблемы можно воспользоваться предварительным исследованием или существующей информацией из баз данных. Они не заменяют само исследование, но облегчают постановку проблемы, придавая ей большую ясность. Этапы определения проблемы представлены на рис. 4


 

 


 

 

В плане исследования определяется какими методами будет проводиться сбор информации, необходимой для решения проблемы, а также затраты и сроки исследований. Более наглядно и подробно информация по этому вопросу представлена на рис. 5.

 
 

 

 


Рис. 5.

 

Например, составление плана маркетингового исследования потребителей товаров в сети хозяйственных магазинов «Дом» представлено в таблице 1.

Наименование этапа исследования Содержание этапа исследования
1. Определение целей Основными целями являются: · выявление среди множества потребителей достаточно однородных групп по покупательскому поведению, предъявляющих примерно одинаковые требования к процессу обслуживания, ассортименту товаров для дома и сопровождающих их услуг; · разработка на этой основе стратегий сегментации для торговой компании «Дом».
2. Постановка основных задач Для реализации исследовательского замысла необходимо: · определить признаки сегментации потребителей товаров для дома; · выделить сегменты рынка на основе наиболее выразительных признаков; · осуществить оценку выделенных сегментов рынка с точки зрения их привлекательности и требований к комплексу маркетинга компании; · определить целевой рынок компании и разработать стратегии его охвата в зависимости от результатов сегментации.
3. Формирование рабочей гипотезы Основная рабочая гипотеза исследования состоит в том, что потребители товаров для дома предъявляют разнородные требования к комплексу маркетинга и процессу обслуживания. Вследствие этого целям маркетинговой деятельности компании в наибольшей степени соответствует стратегия дифференциации.
4. Отбор источников информации В данном исследовании будет использоваться первичная маркетинговая информация – данные выборочного обследования потребителей товаров для дома.
5. Методы сбора первичной информации Методом сбора первичной информации является опрос. Основной рабочий инструмент обследования – специально разработанная анкета. Анкетный опрос будет осуществлен в ходе выборочного обследования. Объем выборки – 400 человек.
6. Программируемый результат исследования В результате исследования должны быть получены достаточно однородные группы (сегменты) покупателей товаров для дома, которые характеризуются определенными общими признаками и требованиями.
7. Разработка выводов и рекомендаций Выводы и рекомендации должны содержать информацию о выборе наиболее предпочтительных для компании сегментов рынка и особенностях их требований к комплексу маркетинговой деятельности компании, позволяющую выработать направления и содержание стратегии её поведения на рынке.

 

После уточнения и согласования плана начинается его реализация. Все последующие действия определяются выбранным методом проведения исследования.

При обработке и анализе данных обычно используют стандартные программы обработки, например, SPSS, STATISTIKA, EXCEL. Результаты сводятся в таблицы, где кроме группировки данных может быть представлен и результат их статистической обработки.

Отчет о результатах представляется в письменном виде. Это чаще всего таблицы, графики или комментарии к ним. На основе собранных данных разрабатывается предложения о будущих действиях и стратегии фирмы. Рекомендации содержат пути решения исследуемой проблемы или вопроса.