Модель эмоционального выгорания В.В.Бойко

Передаточное число

Окружные скорости шкивов ν1 = ω1d1/2 и ν2 = ω2d2/2. [ω – омега]

- передаточное число

При нормальных рабочих нагрузках ε [эпсилон] ≈ 0,01…0,02. Небольшое значение ε позволяет для обычных расчетов принимать

.

Для плоскоременных передач u ≤ 5, для клиноременных u ≤ 7.

 

1. Фаза «напряжения». Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и механизмом, который запускает, формирование эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается вимотуючою постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

- Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств». Проявляется в осознании психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе невозможно побороть.
- Симптом «неудовлетворенности собой». В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующее обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, выбранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» - энергетика направляется не только и не столько внешне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический круг «Я и обстоятельства»: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее снова и снова переживать психотравмирующее элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое значение имеют внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, совесть и чувство ответственности. На начальных этапах «выгорания», они нагнетают напряжение, а на следующих провоцируют психологическую защиту.

- Симптом «загнанности в клетку». Возникает, но не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением стресса, который развивается. Когда психотравмирующее обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит ощущение безысходности. Мы стараемся, что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, подключаются образы надлежащего и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает значительных объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-нибудь средство психологической защиты, включая «эмоциональное выгорание», то человек испытывает ощущение «загнанности в клетку». Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто испытываем состояние «загнанности в клетку», и не только по поводу профессиональной деятельности. В таких случаях мы в отчаянии произносим: «неужели это не имеет предела», «я не могу с этим бороться», «я чувствую безвыходность ситуации».

- Симптом «тревоги и депрессии». Выявляется в связи с профессиональной деятельностью в особо стесненных обстоятельствах, побуждающие к эмоционального выгорания как средства психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощную энергетическое напряжение в форме переживания ситуационной и личностной тревожности, разочарование в себе, в выбранной профессии, в конкретной должности. Симптом «тревоги и депрессии», - видимо, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.

2. Фаза «резистенции». Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

- Симптом «неадекватного выборочного эмоционального реагирования». Профессионал перестает улавливать разницу между двумя явлениями: экономическим проявлением эмоций и неадекватным выборочным эмоциональным реагированием.

В первом случае речь идет о произведенном впоследствии навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции достаточно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, потому что он свидетельствует о высоком уровне профессионализма. Совсем другое дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: считаю нужным - уделю внимание, будет строение – откликнусь на его состояние или потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он довольно распространен. Дело в том, что человеку зачастую кажется, будто он ведет себя соответствующим образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует другое - эмоциональную черствость, дерзость, равнодушие.

Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость моральных оценок.

- Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Нередко у профессионала возникает потребность в самоопраданности. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждение: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться».
Подобные суждения и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции не будят или не достаточно стимулируют моральные чувства. Ведь профессиональная деятельность, построенная на человеческом общении, не знает исключений. Врач не имеет морального права делить больных на «хороших» и «плохих». Учитель не должен решать педагогические проблемы подопечных по собственному опыту.
- Симптом «расширение сферы экономии эмоций». Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, друзьями и знакомыми. Известный случай: на работе вы так устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы, что вам не хочется общаться даже с близкими. Кстати, часто именно домашние становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими контактами. Вы переживаете симптом «отравления людьми».

- Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Понятие редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, которая предполагает широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

По «законам редукции» субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Врач не находит нужным дольше поговорить с больным. Анамнез выходит скупым и недостаточно информатиdysv. Проводник не спешит предложить пассажирам чай. Стюардесса смотрит стеклянными глазами.

3. Фаза «истощение». Характеризуется более-менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

- Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, быть сообщником и сопереживать, откликаться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и моральную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит еще и недавний опыт: некоторое время назад таких ощущений не было и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более усложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции, а негативные все чаще. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы - дополняют симптом «эмоционального дефицита».
- Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительного, ни отрицательного. Причем это не дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно учится работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полноценнымиэмоциями.

- Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне состояний и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная потеря интереса к человеку - субъекта профессиональной деятельности. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится работать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.

- Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия.Он образуется по принципу условно-рефлекторной связи негативного характера: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, глупые ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.

В.В.Бойко говорит о том, что у каждого отдельного профессионала синдром эмоционального выгорания проходит динамику этих трех фаз по-разному. Две или даже все три фазы могут развиваться параллельно. Все зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей.
Сравнивая теорию В.В.Бойка с концепцией К.Маслач, можно провести определенные параллели между фазами синдрома выгорания, описанными российским исследователем, и его американской коллегой. Так, эмоциональное истощение, которое является первым и пусковым компонентом синдрома эмоционального выгорания в концепции К.Маслач, по смыслу похоже на описанную В.В.Бойко фазу тревожного напряжения. Оба автора отмечают хроничность психоэмоционального напряжения, связанного с большим количеством клиентов, с которыми приходится общаться, а также сильным эмоциональным окрасом, которое имеет место при общении с этими клиентами. Все это приводит к тому, что личность начинает защищаться от психотравмирующего воздействия стрессогенных факторов, используя дезадаптивыеі способы поведения и эмоционального реагирования: циничное и дегуманизорованное отношение к коллегам и клиентам, эмоциональное отчуждение от проблем клиентов. В конце концов все приводит к общему истощению организма и психики, возникновению чувства собственной неэффективности является неизбежным.
Наряду с уже названными симптомы выгорания, которые рассматриваются в вышеприведенных концепциях, в литературе описано еще около ста симптомов, которые исследователи связывают с синдромом эмоционального выгорания [5]. Чаще всего описываются симптомы, которые условно можно отнести к трехм сферам: физические или соматические, психологические и поведенческие.
Физические (или соматические) симптомы характеризуют актуальные изменения в физиологических функциях человеческого тела. Психологические симптомы касаются изменений в отношениях и чувствах человека. Поведенческие симптомы проявляются в поступках и действиях [ ]. Симптомы, которые чаще всего встречаются в литературе обобщены в табл. 1Симптоми синдрома эмоционального выгорания

Симптоми синдрому емоційного вигорання

Физические (соматические) Физическое истощение и усталость; Бессонница или чрезмерная сонливость; Головные боли; Гастроэнтерологические проблемы; Частые простуды; Потеря веса или лишний вес; Повышенное давление; Повышенное содержание холестерина; Коронарные болезни; нарушение речи; сексуальные дисфункции;
Психические Ригидность; Упаднический настрой и связанные с ним эмоциональные переживания: апатия, цинизм, негативизм; Эмоциональное истощение; Потеря контроля над эмоциями; Ощущение пустоты; Несостоятельность в преодолении стресса; Агрессивные чувства: злость, озлобление, возмущение, отвращение, напряжение, тревога; Скука; Изменения в «Я»- концепции (тенденция к негативной); Фрустрированность; Неспособность принимать решения; Потеря способности восхищаться, чувство ответственности, интуиции; Неуверенность в себе, негативное отношение к себе, к работе, к обществу и жизни Низкая сконцентрированность, ухудшение памяти
Поведенческие Низкая удовлетворенность работой; Избежание общения; Увеличение прогулов; Потеря интереса к работе; Рост количества конфликтов в семье; Отсутствие видения перспективы в работе; Рост жалоб на работу; Працеголізм; Злоупотребления химическими агентами: табак, кофе, алкоголь, наркотики

Как видно из приведенного выше перечня признаков синдрома «эмоционального выгорания», нет единой точки зрения на эту проблему. Но то, что он включает широкий спектр эмоционально-волевых и интеллектуальных компонентов, это бесспорный факт.

Литература:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Филин, 1996. – 472с.

2. Гришина Н.В.Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1997. – С.143-156;

3. Кэри Л. Купер, Филипп Дж.Дэйв и др. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение / Пер. с англ. – Х.: Изд.-во Гуманитарный центр, 2007. – 336 с.

4. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76-97.

5. Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии. – 1998. – №1. – С.39-46., 130 Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии. – 1998. – №1. – С.39-46.

6. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23, №3. – С.85-95.

7. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. – С. 57-64

8. New Webster’s dictionary of the English Language. - College Ed., 1988. – 1824 p.

9. Ferrari, V., Accettella, U., De Angelis, R. The Burn-Out Syndrome: comparison between an emergency unit vs. a general surgery department.// European Journal of Psychiatry. – 1999. - Vol. 13, No.1. – P. 19-31