Плоские ремни
2.
1.
РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ
Лекция
1. Общая классификация
2. Детали ременных передач
3. Геометрические зависимости
4. Силы и напряжения в ветвях ремня. Силы, действующие на валы
5. Скольжение ремня и передаточное число
«Общая классификация»
Ременная передача относится к передачам трением с гибкой связью. Передача состоит из ведущего 1 и ведомого 2 шкивов, закрепленных на валах, и ремня, надетого на шкивы с предварительным натяжением.
Нагрузка передается силами трения, возникающими между шкивами и ремнем. В качестве гибкой связи в передачах применяют плоские (а), клиновые (б), поликлиновые (в) и круглые (г) ремни.
(а) (б)
(в) (г)
В соответствии с применяемым ремнем передачи подразделяются на плоскоременные, клиноременные, поликлиноременные и круглоременные. В зависимости от скорости ремня передачи могут быть тихоходные (ν до 10 м/с), среднескоростные (ν до 30 м/с), быстроходные (ν до 50 м/с) и сверхбыстроходные (ν до 100 м/с).
Достоинства: плавность и бесшумность работы; простота конструкции и эксплуатации; возможность передачи мощности на большие расстояния (до 15м); смягчение толчков и ударов вследствие упругости ремня; предохранение механизмов от перегрузки вследствие возможного проскальзывания ремня; возможность бесступенчатого регулирования скорости.
Недостатки: большие габариты; некоторое непостоянство передаточного числа из-за неизбежного упругого скольжения ремня; низкая долговечность ремней (1000…5000 ч.).
Ременные передачи применяют в основном для быстроходной ступени привода. Плоскоременные передачи рекомендуются при больших межосевых расстояниях и высоких скоростях, а клино- и поликлиноременные – при малых межосевых расстояниях и больших передаточных числах. Круглоременные передачи применяют только при малых мощностях (швейные машины, настольные станки, приборы).
«Детали ременных передач»
Приводные ремнидолжны обладать достаточными прочностью, гибкостью, износостойкостью и высоким коэффициентом трения со шкивами. Основные типы приводных ремней – плоские, клиновые и поликлиновые.
Наибольшее распространение имеют резинотканевые ремни (ОСТ 38 0598-76) и ремни из синтетических материалов (ТУ 17-1245-74).
Резинотканевые ремни в основном применяют при скорости ремня ν ≤ 30 м/с. Состоят из тканевого каркаса, т. е. из нескольких слоев технической ткани (например, бельтинг марок Б-800 и Б-820, БКНЛ-65, капроновая ткань и др.) – прокладок, связанных резиновыми прослойками (ремни могут быть и без прослоек). Ткань передает основную часть нагрузки, а резина защищает ее от повреждения и повышает коэффициент трения. Ремни изготовляют нарезной конструкции и конечной длины (из рулона отрезают ремни требуемой ширины и длины). Соединение концов выполняют склеиванием или сшивкой. Ремни обладают высокой прочностью и гибкостью, малой чувствительностью к влаге и колебаниям нагрузки. Не рекомендуется для применения в среде с повышенным содержанием паров нефтепродуктов, которые разрушают резину.
Ремни из синтетических материалов применяют при скорости ремня ν ≤ 50...100 м/с и передаваемой мощности Р до 15 кВт. Их изготовляют бесконечными (бесшовными) толщиной δ [дельта] = 0,5 и 0,7 мм, шириной b = 10...100 мм и длиной Lр =250...3350 мм. Ремни – тканые из мешковых капроновых тканей просвечивающего переплетения со специальным пленочным фрикционным покрытием. В готовом ремне уточные нити являются тяговым элементом ремня.
Ремни из синтетических материалов обладают высокой прочностью и долговечностью. Надежно работают при малых диаметрах шкивов.
Ремни из других материалов – кожаные, хлопчатобумажные и шерстяные – имеют ограниченное применение. Кожаные ремни обладают высокой тяговой способностью и долговечностью. Однако они дефицитны и дороги. Хлопчатобумажные и шерстяные ремни имеют сравнительно низкую тяговую способность. Рекомендуются для работы в запыленной и влажной среде, при повышенной температуре, а также в среде, насыщенной парами кислот и бензина.