Технология модульного обучения
Варианты работы в парах
Алгоритмом называется
Литература
Основная литература
Дидактика средней школы./ Под ред.М.Н.Скаткина. –М.: «Просвещение»,1998, гл.8.
Бабанский Ю.К.Оптимизация процесса обучения. – М.,1977.
Вендровская Р.Б. Уроки дифференцированного обучения. // Советская педагогика, 1990, №11.
Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: «Высшая школа», 1990.
Харламов И. Ф. Педагогика. – М.,
Унт И. Индидуализация и дифференциация обучения. – М.,1990.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
1. система указаний, выполнение которых в определенной последовательности приводитк решению задач данного класса.
2. предписание о выполнении элементарных операций.
3. совокупность указаний, выполнение которых обеспечивает решение всех задач
6. Теорию проблемного обучения в отечественной науке разрабатывал (а):
1. В.В.Давыдов
2. Н.Ф.Талызина
3. М.И.Махмутов
4. Т.А.Ильин
9. Установите последовательность этапов формирования умственных действий в теории П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной
1. этап создания ООД
2. мотивационный этап
3. этап внешней речи
4. этап материальных действий
5. интериоризация
6. этап внутренней речи
К личностно ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А. Г. Ривина и его учеников. Методики А. Г. Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава». Преимущества КСО:
· в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
· впроцессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
· каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
· повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
· отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
· формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
· обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение.
- статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» — «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
- динамическая пара: выбирают четверых учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
- вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Модуль— целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены П. Ю. Цявичене.
Сущностьмодульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением. Содержаниеобучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью обучения.
Дидактическая цельформулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объём знания, но и на уровень его усвоения. |
Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика
.
Литература
Основная литература
1. Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. - М.,1989.
2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии.-М.,1996.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебн. пособие для студ. высш. пед.заведений. - М.: «Академия», 2001.
4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. –М.:
«Знание», 1998.
5. Личностно ориентированное обучение: теории и технологии: Учебн. Пособие /Под ред. Н.Н.Никитиной. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
6. Никитина Н.Н. Современные педагогические теории технологии: Метод реком..- Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
Дополнительная литература.
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
2. Гильбух.Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М.: Знание, 1991.
3. Границкая А.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,1996.
5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.,1991.
6. Железнякова О.М. Проблемное обучение: технологический аспект.-Ульяновск, 1996.
7. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.
8. Калмыкова З.И. Психологические основы развивающего обучения. – М.,1979.
9. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.,1994.
10. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989.
11. Личностно ориентированное обучение: теории и технологии: Учебное пособие /Под ред. Н.Н.Никитиной.-Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
12. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. Для учителей. – М.,1977.
13. Никитина Н.Н. Железнякова О.М. Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М., 2002.
14. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. / Под ред. Т.И.Шамовой, П.И. Третьякова. –М.- Тюмень,1994.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998
16. Теоретические основы обучения в школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я. Лернера. – М.,1989.
17. Третьяков П.Н., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М., 1997
18. Фридман Л.М., Маху В.И. Проблемная организация учебного процесса. /Метод. разработка. – М.,1990.
19. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки? Или: Точка опоры. – М.: «Педагогика», 1987.
20. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. - М., 1991.
21. Эллис А., Фоутс Дж. Педагогические инновации. - М., 1993.
22. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989
Вопросы и задания для самоконтроля.
o Дайте определение понятия «педагогическая технология».
o Дайте определение понятия «технология обучения».
o Перечислите подходы к определению сущности педагогической технологии.
o Назовите признаки (или критерии) педагогической технологии.
o Какие элементы составляют структуру педагогической технологии?
o Перечислите основания, по которым ученые классифицируют педагогические технологии.
o Какие группы педагогических технологий называют на основе преобладающих целевых установок?
o Назовите конкретные технологии, известные вам из раннее изученных учебных курсов.
Тестовые задания к лекциям 12 - 13.
1.Способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, шагов, процедур, операций, неукоснительное соблюдение которых ведет к гарантированно ожидаемому результату – это:
1. педагогическая техника
2. педагогическая технология
3. методика преподавания предмета
2. Одним из основных критериев педагогической технологии является:
1. основательность
2. воспроизводимость
3. завершенность
3. Процессуальный, системный, личностный, инструментальный подходы в
теории о педагогических технологиях – это:
1. подходы к определению сущности педагогической
технологии
2. подходы к определению результатов педагогической
технологии
3. подходы к определению целей педагогической технологии
4. Теоретическое обоснование педагогической технологии выражено в таком структурном элементе как:
1. процессуально – технологическая часть
технологии
2. концептуальная часть
3. диагностическая часть
5. Технологии обучения: адаптивные, развивающие, ценностно –
ориентирующие объединены на основании:
1. преобладающих целевых установок
2. используемых методов и методик обучения
3. целевых установок и применяемых методов,
методик обучения
6. Технологии: коллективного способа обучения, полного усвоения, система
обучения А.С. Границкой относятся к группе технологий:
1.ценностно-ориентирующие
2.адаптивные
3.развивающего обучения
7. Обязательная, систематически организуемая диагностика обученности и
обучаемости необходима при использовании технологии обучения:
1.КСО
2.полного усвоения
3.разноуровнего обучения
8. Психолого-педагогические идеи Б.Блума и Дж. Кэрролла лежат в основе
технологии 1. КСО
2. полного усвоения
3. разноуровнего обучения
9. Обучающие циклы и эталон усвоения существуют в технологи
1. КСО
2. полного усвоения
3. разноуровнего обучения