Задачи взаимодействия педагога-психолога и воспитателей ДОУ

Взаимодействуя с воспитателями ДОУ, психолог:

· знакомит воспитателей с психологическими теориями и ис­следованиями в области обучения детей;

· дает психологическое обоснование дидактических принци­пов обучения;

· разрабатывает совместно с воспитателями, дефектологами, логопедами и специалистами по изобразительной, музыкаль­ной, физической и другим видам деятельности развиваю­щую программу обучения детей;

· обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде; готовит педагогов к профессиональной рефлексии в про­цессе образовательной работы с детьми;

· обеспечивает воспитателей необходимым простейшим ди­агностическим инструментарием для изучения умствен­ного и эмоционального развития детей, их личностного рос­та в процессе обучения;

· принимает участие в разработке и внедрении новых педа­гогических технологий, осуществляя проектировочную и ди­агностически-контрольную функцию за развитием детей в условиях инновационного процесса;

· по заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает ин­дивидуальные модели развивающего взаимодействия с деть­ми и обучает педагогов;

· проводит диагностику развивающего, воспитательного и обу­чающего потенциала педагогического коллектива;

· формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уро­вень их компетентности в осуществлении образовательно­го процесса в детском саду;

· разрабатывает психологические основы оптимальной стра­тегии действий педагогов в целях развития, воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии, взаимодействия детей и воспитателей;

· осуществляет координацию усилий всех участников коррекционно-развивающего процесса для обеспечения систем­ного и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обу­чению детей (Чиркова).

Для построения собственной модели деятельно­сти психологу важно знать ожидания педагогов, их представления о психологической работе. Ин­формацию можно получить из непосредственных бесед и собственных наблюдений. Лучше, если пси­холог сам придет к педагогу в группу. Не стоит задавать прямые вопросы. В процессе таких бесед «всплывает» много подводных камней, на первый

взгляд незаметных: личностные особенности педагогов и особенности взаимоотношений с администрацией и, ценности коллектива, система работы с родителями, профессиональная позиция педагога, отношение к детям и т. д. Задача психолога — выделить важное для себя. Побеседовать необходимо с каждым сотрудником, включая и помощников воспитателя.

Еслипсихологическая служба уже действовала в учреждении, новому специалисту необходимо проанализировать закономерности ее функционирова­нии, планы, документацию, особенности сложив­шихся взаимоотношений с коллективом. Нерационально менять систему, необходимо выделить в и. и позитивные моменты и отметить негативные. В случае, если психолог в учреждении не работал, необходимо раскрыть коллективу особенности работы психолога, направления и формы его и деятельности, его возможности и ожидания. Такое ознакомление может происходить в форме групповой консультации, семинара, деловой игры.

Работа с педагогическим коллективом ДОУ и родителями воспитанников в логике комплексного сопровожденияпсихо­логического развития ребенка предполагает, что педагог-психолог будет выступать в качестве координатора и катализатора взаимодействий всех участников образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, с самых первых шагов своего пребывания в детс­ком саду, психолог должен рассказать коллективу и родите­лям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать.

Необходимо разъяснить, что детская психология не явля­ется отраслью медицины — она занимается изучением законо­мерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий:

· организации деятельности всех участников образователь­ного процесса в системе индивидуального психологического сопровождения ребенка;

· работы с педагогическим коллективом ДОУ и родителями в логике комплексного психологического сопровождение воспитанников детского сада.

Работе с педагогами в первый год деятельности необходимо уделять особое внимание. Это обусловлено тем, что при построении позитивного взаимо­действия с педагогами возникает возможность наи­более эффективного решения целого ряда проблем. При этого необходимо заинтересовать педагогов, предложить им интересные темы для бесед в не­формальной обстановке! Можно использовать «сюр­призные моменты»: письменные приглашения, конкурсы, психологические игры. Но важно, что­бы это не превращалось в пустое времяпрепровож­дение. Психолог должен четко следовать своей цели и направлять ход беседы в нужное русло.

Необходимо как можно чаще бывать в группах. Педагоги должны знать, что психолог — это по­мощник, а не контролер. Только тогда будет со­здана необходимая атмосфера доверия, исключа­ющая давление на педагогов. Важно объяснить, что деятельность и педагога, и психолога направлена на создание условий для развития ребенка, обеспечение его благополучия, а различия заключаются лишь в средствах.

Для того чтобы избежать таких манипуляций, важно выделить для себя приоритеты, осознать и принять их. Умение тактично, но твердо ответить отказом вырабатывается не сразу, но это единствен­ная защита от манипуляторов. Это отнюдь не оз­начает, что психолог "категорически должен отка­зываться от выполнения просьб, обращенных к нему и не входящих в круг его профессиональных обязанностей. Главное, чтобы выполнение таких поручений не стало основным содержанием его де­ятельности. Тем более что и в работе на группе вместо воспитателя (с этой просьбой администра­ция обращается к психологу особенно часто) есть свои плюсы, например более близкое знакомство с родителями, возможность взаимодействия с деть­ми в различных видах деятельности. Но и здесь необходима аккуратность, так как изначально по­зиции воспитателя и психолога различны, поэто­му психологически грамотные руководители, же­лая сохранить специалиста, стараются не исполь­зовать психолога в качестве воспитателя.

В модели сопровождения теряют всякий смысл вопросы типа: кто кому больше нужен? Или кто для кого «поставляет» информацию о ребенке: педагог психологу или психолог педа­гогу? Без взаимного обмена информацией ни педагог, ни пси­холог не могут грамотно помочь ребенку, испытывающему те или иные трудности, найти оптимальные условия для его обучения и развития.

Психолог нуждается в информации педагога, результатах его наблюдения и анализа характеристик деятельности и поведения школьника. Не обладая ею, ему трудно соотнести свои психологические факты с реальной жизнедеятельностью ребен­ка, трудно определиться в приоритетных направлениях работы с ребенком. В самом деле, психологические данные о тревожности или низком социальном статусе ребенка приобретают совер­шенно различное значение в связи с анализом особенностей поведения в различных ситуациях внутригруппового взаимодействия.

return false">ссылка скрыта

Педагогу необходима информация психолога о внутренней «картине» наблюдаемых внешних проявлений, о глубинных истоках и механизмах (если таковые имеются) существующих учебных и социально-психологических проблем. Без нее учите­лю трудно построить грамотную программу собственных пе­дагогических действий.

Еще раз подчеркнем: цель профессиональной деятельности педагога и психолога едина. Это — ребенок, условия его полноценного обучения и развития. Средства, методы — различны. Однако эти специалисты объективно нуждаются в информационном и организационном сотрудничестве друг с другом, так как только в этом случае применяемые ими техно­логии работают на изначально заданную цель.

Соответственно, текущее сотрудничество педагогов и психо­логов должно быть направлено на создание эффективных, гиб­ких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий. В нашу модель мы заложили несколько базовых форм такого взаимодействия.

Решение проблем эффективного сопровож­дения конкретных школьников и учебных па­раллелей осуществляется в процессе таких совместных форм работы, как:

· психолого-педагогический консилиум

· групповые и индивидуальные консультации по итогам консилиума

· «круглые столы» по итогам педагогической сопровож­дающей работы в определенной параллели

· индивидуальные консультации по единичным запро­сам

Психолого-педагогический консилиум — важнейшая форма информационного обмена. На него «стекается» вся основная диагностическая информация о школьниках и ученических группах исследуемой параллели. От педагогов-предметни­ков, классных руководителей поступает аналитическая инфор­мация, в первую очередь — по результатам различных форм структурированного и свободного педагогического наблюдения. При этом не исключено, что педагоги будут применять не толь­ко метод наблюдения, но и опросы, различные тестовые проце­дуры для выявления особенностей учебной деятельности, пове­дения и общения учащихся. Социальные работники, социальные педагоги являются «поставщиками» информации о семейной, социально-педагогической ситуации развития ребенка, психо­лог обладает информацией об особенностях его психического мира. Весь объем информации перерабатывается участника­ми консилиума в некоторый целостный взгляд, целостный об­раз ученика, и уже в соответствии с ним разрабатывается про­грамма сопровождения и помощи.

В рамках другой формы сотрудничества — групповых и индивидуальных консультаций педагогов-предметников по итогам психолого-педагогического консилиума — общая «стра­тегическая» программа превращается в систему конкретных психолого-педагогических технологий работы с данным учени­ком, данным классом. Эти программы будут последователь­но реализовываться педагогами в процессе обучения.

«Круглые столы» — это возможность обсудить итоги про­веденной педагогической работы в определенной параллели, представить и обсудить собственный опыт, пополнить профес­сиональный багаж находками коллег. Это также возможность выработать общую систему педагогических требований по от­ношению к тем или иным ученикам или группам. Переоце­нить значение такой семинарской творческой работы трудно и с точки зрения того, что дают такие встречи конкретным педа­гогам, и с точки зрения их благотворного влияния на учебно-воспитательный процесс.

Профессиональное развитие педагогов и психологов, выработка общего язык а, общего смысла работы с детьми могут осуществляться. в рам­ках такой регулярной коллегиальной; работы, как:

· методические семинары с педагогами-предметниками и классными руководителями.

· просветительские психолого-педагогические семинары для педагогического коллектива;

Мы видим смысл такой семинарской работы во взаимном профессиональном обогащении педагогов и психологов. Как-то стало привычным и традиционным делом говорить о необходимости психологического просвещения педагогов. А разве психологу, работающему в школе, не нужны современные педагогические знания? Нужны, причем очень разнообразные: содержательного, методического плана, знание новейших методологических подходов к построению всего процесса школьного образования.

Просветительские семинары ориентированы, прежде всего, на выработку общего психолого-педагогического языка, с помощью которого описывается ребенок, его особенности и проявления. В процессе семинаров идет сопоставление психологических понятий, психологических взглядов на природу личности, поведения, учебной деятельности школьника с результатами педагогических наблюдений и размышлений. Педагоги получают представления об истоках, причинах и механизмах тех или иных наблюдаемых ими проявлений. В организации этих семинаров, по крайней мере на первых порах, огромную помощь окажут системы психолого-педагогических требований, описание параметров статуса и возможных причин нарушений и трудностей. Они достаточно подробно описаны в этой книге. По отзывам практиков, на основе их обсуждения можно построить полезный и важный для Педагогов процесс профессионального самоанализа и саморазвития.

Методические семинары — это творческий процесс анализа различных педагогических подходов, идей, конкретных технологий работы с точки зрения их психологического содержания, возможных психологических следствий (и последствий). Это совместная попытка синтезировать психолого-педагогическое знание применительно к конкретному предмету, данной теме, собственному стилю преподавания и общения.