Задачи взаимодействия педагога-психолога и воспитателей ДОУ
Взаимодействуя с воспитателями ДОУ, психолог:
· знакомит воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области обучения детей;
· дает психологическое обоснование дидактических принципов обучения;
· разрабатывает совместно с воспитателями, дефектологами, логопедами и специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей;
· обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде; готовит педагогов к профессиональной рефлексии в процессе образовательной работы с детьми;
· обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения;
· принимает участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную функцию за развитием детей в условиях инновационного процесса;
· по заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов;
· проводит диагностику развивающего, воспитательного и обучающего потенциала педагогического коллектива;
· формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду;
· разрабатывает психологические основы оптимальной стратегии действий педагогов в целях развития, воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии, взаимодействия детей и воспитателей;
· осуществляет координацию усилий всех участников коррекционно-развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей (Чиркова).
Для построения собственной модели деятельности психологу важно знать ожидания педагогов, их представления о психологической работе. Информацию можно получить из непосредственных бесед и собственных наблюдений. Лучше, если психолог сам придет к педагогу в группу. Не стоит задавать прямые вопросы. В процессе таких бесед «всплывает» много подводных камней, на первый
взгляд незаметных: личностные особенности педагогов и особенности взаимоотношений с администрацией и, ценности коллектива, система работы с родителями, профессиональная позиция педагога, отношение к детям и т. д. Задача психолога — выделить важное для себя. Побеседовать необходимо с каждым сотрудником, включая и помощников воспитателя.
Еслипсихологическая служба уже действовала в учреждении, новому специалисту необходимо проанализировать закономерности ее функционировании, планы, документацию, особенности сложившихся взаимоотношений с коллективом. Нерационально менять систему, необходимо выделить в и. и позитивные моменты и отметить негативные. В случае, если психолог в учреждении не работал, необходимо раскрыть коллективу особенности работы психолога, направления и формы его и деятельности, его возможности и ожидания. Такое ознакомление может происходить в форме групповой консультации, семинара, деловой игры.
Работа с педагогическим коллективом ДОУ и родителями воспитанников в логике комплексного сопровожденияпсихологического развития ребенка предполагает, что педагог-психолог будет выступать в качестве координатора и катализатора взаимодействий всех участников образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, с самых первых шагов своего пребывания в детском саду, психолог должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать.
Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины — она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий:
· организации деятельности всех участников образовательного процесса в системе индивидуального психологического сопровождения ребенка;
· работы с педагогическим коллективом ДОУ и родителями в логике комплексного психологического сопровождение воспитанников детского сада.
Работе с педагогами в первый год деятельности необходимо уделять особое внимание. Это обусловлено тем, что при построении позитивного взаимодействия с педагогами возникает возможность наиболее эффективного решения целого ряда проблем. При этого необходимо заинтересовать педагогов, предложить им интересные темы для бесед в неформальной обстановке! Можно использовать «сюрпризные моменты»: письменные приглашения, конкурсы, психологические игры. Но важно, чтобы это не превращалось в пустое времяпрепровождение. Психолог должен четко следовать своей цели и направлять ход беседы в нужное русло.
Необходимо как можно чаще бывать в группах. Педагоги должны знать, что психолог — это помощник, а не контролер. Только тогда будет создана необходимая атмосфера доверия, исключающая давление на педагогов. Важно объяснить, что деятельность и педагога, и психолога направлена на создание условий для развития ребенка, обеспечение его благополучия, а различия заключаются лишь в средствах.
Для того чтобы избежать таких манипуляций, важно выделить для себя приоритеты, осознать и принять их. Умение тактично, но твердо ответить отказом вырабатывается не сразу, но это единственная защита от манипуляторов. Это отнюдь не означает, что психолог "категорически должен отказываться от выполнения просьб, обращенных к нему и не входящих в круг его профессиональных обязанностей. Главное, чтобы выполнение таких поручений не стало основным содержанием его деятельности. Тем более что и в работе на группе вместо воспитателя (с этой просьбой администрация обращается к психологу особенно часто) есть свои плюсы, например более близкое знакомство с родителями, возможность взаимодействия с детьми в различных видах деятельности. Но и здесь необходима аккуратность, так как изначально позиции воспитателя и психолога различны, поэтому психологически грамотные руководители, желая сохранить специалиста, стараются не использовать психолога в качестве воспитателя.
В модели сопровождения теряют всякий смысл вопросы типа: кто кому больше нужен? Или кто для кого «поставляет» информацию о ребенке: педагог психологу или психолог педагогу? Без взаимного обмена информацией ни педагог, ни психолог не могут грамотно помочь ребенку, испытывающему те или иные трудности, найти оптимальные условия для его обучения и развития.
Психолог нуждается в информации педагога, результатах его наблюдения и анализа характеристик деятельности и поведения школьника. Не обладая ею, ему трудно соотнести свои психологические факты с реальной жизнедеятельностью ребенка, трудно определиться в приоритетных направлениях работы с ребенком. В самом деле, психологические данные о тревожности или низком социальном статусе ребенка приобретают совершенно различное значение в связи с анализом особенностей поведения в различных ситуациях внутригруппового взаимодействия.
return false">ссылка скрытаПедагогу необходима информация психолога о внутренней «картине» наблюдаемых внешних проявлений, о глубинных истоках и механизмах (если таковые имеются) существующих учебных и социально-психологических проблем. Без нее учителю трудно построить грамотную программу собственных педагогических действий.
Еще раз подчеркнем: цель профессиональной деятельности педагога и психолога едина. Это — ребенок, условия его полноценного обучения и развития. Средства, методы — различны. Однако эти специалисты объективно нуждаются в информационном и организационном сотрудничестве друг с другом, так как только в этом случае применяемые ими технологии работают на изначально заданную цель.
Соответственно, текущее сотрудничество педагогов и психологов должно быть направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий. В нашу модель мы заложили несколько базовых форм такого взаимодействия.
Решение проблем эффективного сопровождения конкретных школьников и учебных параллелей осуществляется в процессе таких совместных форм работы, как:
· психолого-педагогический консилиум
· групповые и индивидуальные консультации по итогам консилиума
· «круглые столы» по итогам педагогической сопровождающей работы в определенной параллели
· индивидуальные консультации по единичным запросам
Психолого-педагогический консилиум — важнейшая форма информационного обмена. На него «стекается» вся основная диагностическая информация о школьниках и ученических группах исследуемой параллели. От педагогов-предметников, классных руководителей поступает аналитическая информация, в первую очередь — по результатам различных форм структурированного и свободного педагогического наблюдения. При этом не исключено, что педагоги будут применять не только метод наблюдения, но и опросы, различные тестовые процедуры для выявления особенностей учебной деятельности, поведения и общения учащихся. Социальные работники, социальные педагоги являются «поставщиками» информации о семейной, социально-педагогической ситуации развития ребенка, психолог обладает информацией об особенностях его психического мира. Весь объем информации перерабатывается участниками консилиума в некоторый целостный взгляд, целостный образ ученика, и уже в соответствии с ним разрабатывается программа сопровождения и помощи.
В рамках другой формы сотрудничества — групповых и индивидуальных консультаций педагогов-предметников по итогам психолого-педагогического консилиума — общая «стратегическая» программа превращается в систему конкретных психолого-педагогических технологий работы с данным учеником, данным классом. Эти программы будут последовательно реализовываться педагогами в процессе обучения.
«Круглые столы» — это возможность обсудить итоги проведенной педагогической работы в определенной параллели, представить и обсудить собственный опыт, пополнить профессиональный багаж находками коллег. Это также возможность выработать общую систему педагогических требований по отношению к тем или иным ученикам или группам. Переоценить значение такой семинарской творческой работы трудно и с точки зрения того, что дают такие встречи конкретным педагогам, и с точки зрения их благотворного влияния на учебно-воспитательный процесс.
Профессиональное развитие педагогов и психологов, выработка общего язык а, общего смысла работы с детьми могут осуществляться. в рамках такой регулярной коллегиальной; работы, как:
· методические семинары с педагогами-предметниками и классными руководителями.
· просветительские психолого-педагогические семинары для педагогического коллектива;
Мы видим смысл такой семинарской работы во взаимном профессиональном обогащении педагогов и психологов. Как-то стало привычным и традиционным делом говорить о необходимости психологического просвещения педагогов. А разве психологу, работающему в школе, не нужны современные педагогические знания? Нужны, причем очень разнообразные: содержательного, методического плана, знание новейших методологических подходов к построению всего процесса школьного образования.
Просветительские семинары ориентированы, прежде всего, на выработку общего психолого-педагогического языка, с помощью которого описывается ребенок, его особенности и проявления. В процессе семинаров идет сопоставление психологических понятий, психологических взглядов на природу личности, поведения, учебной деятельности школьника с результатами педагогических наблюдений и размышлений. Педагоги получают представления об истоках, причинах и механизмах тех или иных наблюдаемых ими проявлений. В организации этих семинаров, по крайней мере на первых порах, огромную помощь окажут системы психолого-педагогических требований, описание параметров статуса и возможных причин нарушений и трудностей. Они достаточно подробно описаны в этой книге. По отзывам практиков, на основе их обсуждения можно построить полезный и важный для Педагогов процесс профессионального самоанализа и саморазвития.
Методические семинары — это творческий процесс анализа различных педагогических подходов, идей, конкретных технологий работы с точки зрения их психологического содержания, возможных психологических следствий (и последствий). Это совместная попытка синтезировать психолого-педагогическое знание применительно к конкретному предмету, данной теме, собственному стилю преподавания и общения.