Бизнес план(БП) предпринимателя

Виды и организационные формы ПД

Различают три вида ПД:

· Производственное предпринимательство – включает производство продукции, выполнение работ и оказание услуг. Для осуществления такой деятельности предприниматель создаёт бизнес план на основе изучения рынков сбыта и факторов производства, заключает с покупателями договоры, использует собственные и арендованные средства, нанимает постоянных и временных работников, привлекает при необходимости транспортные, строительные, ремонтные и другие предприятия, а так же банковские кредиты и завершают свою деятельность реализацией товарной продукции и получением денежной выручки.

· Коммерческое предпринимательство – представляет собой деятельность по совершению коммерческих сделок связанных с куплей-продажей продукции, основное внимание направленно на приобретение товаров пользующихся повышенным спросом, сокращение затрат на транспортирование, приобретение и аренда складских и торговых помещений, оплата услуг сторонних организаций, реклама и т.д.

· Финансовое предпринимательство – где объектом купли-продажи является специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги. Предприниматель может выступать в роли производителя ценных бумаг, когда он официально в юридически оформленном порядке выпускает, а точнее осуществляет эмиссию таких ценных бумаг как собственные акции, облигации, кредитные биллеты и векселя, эти ценные бумаги предприниматель продаёт, размещает при определённых условиях и обязательствах в качестве «финансового товара» в чём и заключается суть его ПД.

Бизнес план – это основной плановый документ предпринимателя который представляет собой программу действий в определённых условиях, без такого документа рискованно начинать какое-либо производство, трудно оценить свои возможности, предвидеть ожидаемые трудности.

БП рекомендуется составлять для крестьянских-фермерских хозяйств, для создания новых видов продукции на действующих с/х предприятиях, для организованных или преобразуемых в другие организационно-правовые формы предприятий, в случае привлечения больших инвестиций. Его разрабатывают обычно на предстоящий год с детализацией по месяцам и кварталам, а при необходимости и следующие годы (5 лет) с определением лишь основных направлений деятельности

Задачи БП:

1. Определение степени жизнеспособности и будущей устойчивости предпринимателя в условиях конкуренции

2. Установить конкретные ориентиры ПД в виде систем и количественных, и качественных показателей

3. Оценить материально-технические, трудовые и финансовые возможности предпринимателя

4. Обосновать инвестиции в производство и получить заемные денежные средства

5. Снизить риск ПД

БП необходим не только предпринимателю, но и инвесторам и кредиторам, партнерам которые должны быть уверены в реальности и эффективности намечаемой ПД, поэтому показатели плана должны быть достаточно обоснованными и не вызывать сомнений.

Содержание БП необходимо излагать коротко, доходчиво без общих теоретических положений, расплывчатых рассуждений, без перенасыщения терминологией и т.д.

При разработке БП применяют различные варианты его структурного построения, которые отличаются количеством, содержанием и объёмами разделов. Для с/х товаропроизводителя целесообразно использовать примерную структуру БП состоящую из 12 разделов и приложения:

Титульный лист оформляют в самом начале, где указывают заголовок плана, дату завершения его подготовки и авторов, полное название и адрес, затем располагают оглавление

Раздел 1 «Резюме» но излагают его после разработки других разделов, когда появляется полная ясность о намерениях и предполагаемых результатах деятельности предпринимателя. Оно должно содержать цель плана, его основные положения и выводы, быть кратким, но исчерпывающим

Раздел 2 «Общая характеристика предприятия» местоположение, структура, размер производства, объемы и районы реализации продукции и т.д.

Раздел 3 «Характеристика товарной продукции» приводятся качественные показатели тех видов продукции которые планируются для реализации, указании их потребности, экологические и другие привлекательные свойства, а так же конкурентоспособность

Раздел 4 «Рынки сбыта продукции» результат изучения спроса на продукцию, ёмкость рынка, возможные объёмы продаж

Раздел 5 «Оценка конкурентов» анализ состояния конкурентов по соответствующим видам продукции, выявляют потенциальных соперников, разрабатывают мероприятия по внедрению и удержанию своих позиций на рынке

Раздел 6 «Стратегия маркетинга» содержит вопросы ценообразования, распространения продукции, рекламы, стимулирования сбыта, формирования общественного мнения

Раздел 7 «Производственный план» разработка программы развития основных, вспомогательных и подсобных промышленных производств

Раздел 8 «Организационный план» где характеризуется персонал предприятия, определяектся кадровая политика

Раздел 9 «Юридический план» рассматривает правовое обеспечение ПД

Раздел 10 «Оценка рисков и управление ими» определение вероятных рисков и потерь от них

Раздел 11 «Финансовый план» показывает ожидаемые финансовые результаты

Раздел 12 «Стратегия финансирования» включает потребности финансовых ресурсов их источники и сроки возврата

В Приложении размещают вспомогательные материалы, расчетные таблици и другую объёмную информацию.