Международые нормативно-правовые аспекты волонтерского движения

Содержание

ТЕМА: ОГРАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В УКРАИНЕ

ЛЕКЦИЯ № 5

ЦЕЛЬ: ознакомить студентов с международыми и национальными нормативно-правовые аспектами волонтерского движения; определить основные положения правовых документов. Воспитывать у студентов чувство сопереживания, уважения и ответственности.

1. Международые нормативно-правовые аспекты волонтерского движения

2. Национальные нормативно-правовые аспекты волонтерского движения

Основная литература

1. Введення у соціальну роботу. Навч. посібник. – К.: Фенікс, 2001. – 288 с.

2. Волонтерство в соціальній роботі / Упоряд.: О. Главник, Н. Романова, Т. Дружченко. – К.: Главник, 2006. – 126 с.

3. Волонтерський рух в Україні: тенденції розвитку / Вайнола Р.Х., Капська А.Й., Комарова Н.М. та ін. – К.: Академпрес, 1999. – 112 с.

4. Всеобщая декларация волонтеров // Вестник благотворвтельности. – 1997. – №1. – С. 10–15.

5. Загальна декларація волонтерів. Прийнята 11-м Конгресом Міжнародної Асоціації Волонтерів 14 вересня 1990 року.

6. Технологізація волонтерської роботи в сучасних умовах / За ред. проф. А.Й. Капської. – К.: ДЦССМ, 2001. – 140 с.

Дополнительная литература

1. Дейчаківський М. та ін. Роль громадських організацій в Україні // Громада. – 1995. – С. 10–24.

2. Закон України «Про соціальні послуги» від 19 червня 2003 року № 966-ІV.

3. Закон України «Про соціальну роботу з дітьми та молоддю» від 21 червня 2001 року № 2558-ІІІ.

4. Історія, теорія і практика соціальної роботи в Україні: Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів / Упорядники: С.Я. Харченко, М.С. Кратінов, Л.Ц. Ваховський, О.П. Песоцька, В.О. Кратінова, О.Л. Караман. – Луганськ: Альма-матер, 2005. – 408 с.

5. Капська А.Й. Соціальна робота: деякі аспекти роботи з дітьми та молоддю: Навчально-методичний посібник. – К. УДЦССМ, 2001. – 220 с.

6. Постанова Кабінету Міністрів «Положення про волонтерську діяльність у сфері надання соціальних послуг» від 10 грудня 2003 р. № 1895.

7. Розпорядження Кабінету Міністрів «Про утворення Координаційної ради з питань розвитку та підтримки волонтерського руху» від 23 квітня 2003 р. № 225-р.

8. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2000. – 424 с.

Не будет преувеличением оценка современного волонтерского как мирового феномена:

̶ это подтверждается масштабами его распространения;

̶ по мнением исследователей «взрыв» организованной частной волонтерской деятельности является проявлением «глобальной общественной революции», связанной с ростом самоопределения личности в современном обществе;

̶ все более проявляется тенденция его организационного упорядочивания от международного до всемирного уровня (большое количество международных ассоциаций самих разнообразных волонтерских организаций и движений; деятельность Международной Ассоциации Волонтеров, Европейского волонтерского центра, Волонтерской организации ООН, систематическое проведение международных и всемирных волонтерских форумов).

Результатом одного из таких форумов, а именно 11-го Конгресса Международной Ассоциации Волонтеров стало принятие 14 сентября 1990 года Общей декларации волонтеров – нормативного акта, который на международном уровне дал определение содержанию и цели волонтерского, закрепил его основные принципы, четко определил гуманистическое направление, творческий и миротворческий характер волонтерской деятельности.

Согласно Декларации содержание волонтерского определено следующим образом:– это добровольный выбор, который отбивает личные взгляды и позиции; это активное участие гражданина в жизни человеческих содружеств; оно способствует улучшению качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности; выражается, как правило, в совместной деятельности в рамках разного рода ассоциаций; способствует реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества, более сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий.

В качестве основных принципов движения были признаны:

̶ право на объединение за всеми мужчинами, женщинами, детьми, независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания, физических особенностей, социального и материального положения;

̶ уважение достоинства и культуры всех людей;

̶ предоставление взаимной помощи, бесплатных услуг лично или организовано в духе партнерства и братства;

̶ признание одинаковой важности личных и коллективных потребностей, содействия коллективному обеспечению этих потребностей;

̶ превращение волонтерского в элемент личного процветания, приобретения новых знаний и навыков, усовершенствование способностей, мобилизация для этого инициативы и творчества людей, предоставления каждому возможности быть творцом, а не пользователем;

̶ стимулирование чувства ответственности;

̶ поощрение семейной, коллективной и международной солидарности.

Признавая органическое единство индивидуального и коллективного аспектов волонтерского, Декларация нормативно закрепила взаимные обязанности волонтеров и ассоциаций.

Волонтеры должны: способствовать потому, чтобы индивидуальное участие превращалось в коллективную деятельность; активно поддерживать свои ассоциации, быть отданным их целям и осведомленным по вопросам их политики и деятельности; стремиться, по мере своих способностей и наличия свободного времени, доводить до успешного завершения совместно выработанные программы; сотрудничать со своими коллегами по ассоциации в духе взаимопонимания и взаимного уважения; не уклоняться от новых знаний; не разглашать конфиденциальную информацию, если такая предусматривается характером деятельности.

Со своей стороны, ассоциации должны обеспечивать умную регламентацию волонтерской деятельности, определять пределы добровольного сотрудничества, ясно формулировать задание и уважительно относиться к функциям волонтеров; поручать каждому деятельность, которая ему больше всего подходит, обеспечивая необходимую учебу и помощь; обеспечивать регулярное подведение итогов деятельности и их предание огласке; обеспечивать, в случае необходимости, компенсацию риска, связанного с деятельностью волонтеров, а также убытка, поневоле нанесенного третьим лицам в результате деятельности волонтеров; обеспечивать общий доступ к волонтерской деятельности, відшкодовуючи, в случае необходимости, осуществленные выиграть; предусмотреть методы прекращения волонтерами своей деятельности, как по инициативе ассоциации, так и из их собственной.

Декларация четко определяет гуманистическую направленность волонтерского движения:

̶ на индивидуальном уровне – во имя уважения человеческого достоинства, признания права индивида на устраивание своей собственной судьбы и осуществление своих гражданских прав;

̶ на соціетальному – для решения социальных и экологических проблем, с целью создания более гуманного и справедливого общества при содействии развитию международного сотрудничества.

Рост значимости волонтерского как универсального и мирового феномена демонстрирует тот факт, что Генеральная Ассамблея ООН, принимая к сведению рекомендации Экономического и Социального Совета, переданные в резолюции № 1997/44 от 22 июля в 1997 г., на 52 сессии провозгласила в 2001 г. Международным годом волонтеров (МРВ).

Основными заданиями МРВ были признаны:

1. Повышение уровня признания. Правительства государств и местная власть должны быть уверенные относительно механизмов привлечения волонтеров к проведению консультаций и изучению вопроса с целью определения качественного взноса всего сектора волонтеров в национальное процветание и развитие. Решение вопросов должно основываться на лучшем опыте работы малых групп, местных общин, национальных неправительственных организаций, а также на результатах международной деятельности волонтеров.

2. Мотивация. Средства привлечения людей к волонтерской деятельности определяются в зависимости от определенной ситуации в обществе. Государство может предложить: свои тренингу программы для волонтеров за тематикой: техника, управление, финансы; помощь в получении официально признанного статуса, страхового и социального обеспечения для того, чтобы вывести волонтеров на уровень специалистов других сфер деятельности; снижение ставок для налогоплательщиков, которые поддерживают волонтерские инициативы; при определенных обстоятельствах учитывать волонтерскую деятельность как прохождение военной службы; предоставление части ресурсов, таких, как учебники, медикаменты, финансирования, но др. в пользование волонтеров.

В таком случае служащие и работники общественного и частного секторов могут согласиться на сотрудничество в волонтерской деятельности без отрыва от основного места работы. Кроме того, система ООН может определить наилучшие пути последующей поддержки волонтерской службы со стороны общества. Это может быть установление национальных волонтерских корпусов для решения проблем окружающей среды, заболевания на СНИД/ВИЛ-инфекцию, вопросов защиты и пропаганды культурного наследия.

3. Установление системы обмена информацией. Телевидение, радио, печатные издания и электронные средства информации могут предоставлять информацию о достижении волонтеров, и таким образом способствовать использованию уже существующей «наилучшей практики» и рабочих процедур для того, чтобы избежать необходимости каждому обществу «выдумывать колесо». Такой обмен информацией может осуществляться на местном уровне, на уровне провинций, соседних государств, дальнего зарубежья с помощью электронных средств передачи информации.

4. Пропаганда. Выполнение этого задания направлено на выявление заказов на услуги волонтеров, предложений о желании предоставлять услуги в качестве волонтеров с учетом расширения такого типа деятельности, а также на формирование благоприятного общего климата, общественного и официального мнений, которые поддерживали бы волонтерские инициативы. Этот процесс также может быть направлен на признание статуса волонтеров, использования наработанных схем, установления систем обмена информацией. Здесь важно учесть компетентность и профессионализм специалистов-волонтеров, а также пользу, которую получит общество от их деятельности (например, кампании по разработке программ рационального использования окружающей среды но др.).

Основными целями проведения МРВ были определены:

̶ популяризация идей и ценностей волонтерского,

̶ повышения уровня признания волонтерской деятельности,

̶ помощь и содействие в ее распространении,