Технологии группового и коллективного обучения
Условия эффективного использования ТРИЗ.
Чтобы овладеть технологией решения изобретательских задач (ТРИЗ), необходимо развивать диалектическое мышление путем использования в процессе обучения методов фокальных объектов, мозгового штурма, синектики, которые в рамках ТРИЗ являются приемами. Хорошо подготавливают обучающихся к использованию ТРИЗ игровые методы и в частности, игра «Да - Нет».
Приемы ТРИЗ: дробление-объединение; ускорение-замедление; уменьшение-увеличение; универсализация-специализация; динамизация-статичность; ввода- вывода; вынесения-привнесения и др.
ТРИЗ - технология в процессе обучения позволяет формировать умения, развивающие творческие возможности ученика:
· устанавливать причинно-следственные связи и отношения;
· обнаруживать скрытые противоречия;
· выстраивать гипотезы и аргументировать, доказывать;
· прогнозировать результаты и последствия;
· умения оперативно использовать знания на уровне синтезирования и интегрирования;
· делать умозаключения и выводы;
· уметь представлять идеальную систему с идеальным результатом;
· развивать творческое воображение;
· развивать способности находить оригинальные идеи;
· гибкость ума:
· дивергентность мышления.
Внешними признаками перечисленных выше характеристик деятельности учащегося в условиях ТРИЗ-технологии могутслужить:
- количество ответов и их четкость;
- разнообразие ответов;
- необычность и оригинальность ответов;
- степень детализации ответа;
- уровень абстрактности в ответах;
- эмоциональная выразительность ответа;
- артикулятивность, движения, сопровождающие ответ;
- внутренняя и внешняя визуализация объектов;
- юмор, сопоставление двух и более несовместимых элементов;
- богатство воображения, его разнообразие, жизненность и интенсивность;
- цветовое воображение и эмпатия;
- фантазия, волшебство, сказочность, фантастика;
- способность трансформировать из фигурального в вербальное;
- способность трансформировать из вербального в символическое;
- наличие комбинаций и создание коррегентного ответа;
- расширение и выход за рамки ожидаемого результат (из идей П.Торренса, 1987).
5 правил педагога, который поощряет творческое мышление обучающихся:
1. внимательное отношение к необычным вопросам;
2. уважительное отношение к необычным идеям;
3. уметь показать учащимся ценность их идей;
4. стимулировать самостоятельность в обучении;
5. найти время для занятий свободным творчеством.
Технологии коллективного взаимодействия основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника.
Они опираются на существующие в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке подходы, рассматривающие социальное взаимодействие обучающихся в обучении как новую педагогическую практику, обеспечивающую одновременное эффективное решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Технологии группового и коллективного взаимодействия позволяют создать условия совместной деятельности, в которой происходит:
· позитивная взаимозависимость участников, то есть направленность на совместное достижение результата, понимание учащимися зависимости успеха каждого от успеха других;
· межличностное взаимодействие, взаимопомощь друг другу как условие совместного решения учебных задач;
· совместная выработка норм, принципов группового взаимодействия и общения;
· четкое определение целей группы и каждого учащегося, коллективная и индивидуальная ответственность;
· совместная оценка хода и результата работы в процессе групповой рефлексии;
· сочетание групповой и индивидуальной оценки результатов деятельности, учет персонального вклада каждого;
· создание организационных условий: пространственного расположения групп, обеспечивающего диалогическое взаимодействие и общение участников; определение временных рамок каждого этапа совместной деятельности;
· особая позиция педагога, выступающего в роли менеджера, координатора совместной деятельности, а также фасилитатора (англ. facilitate – облегчать, содействовать, способствовать).
Принципы совместной учебной деятельности, которые лежат в основе организации технологий группового и коллективного взаимодействия.
1.Принцип «индивидуальных вкладов». Главная цель группового и коллективного взаимодействия, повышение эффективности обучения посредством решения учебных задач, осуществляемого на основе взаимодополнения, взаимообогащения, суммирования, кооперации результатов работы каждого участника. На основе данного принципа построены такие технологии и методы, как технология коллективного взаимообучения (КСО), деловые игры, метод «творческая группа», работа в группах сменного состава и т.д.
2.«Позиционный принцип». Групповое взаимодействие основано на выявлении и столкновении различных точек зрения, позиций учащихся, взглядов на проблему, объект групповой работы, которое завершается выбором наиболее верной позиции или удовлетворяющей большинство. Психологическим механизмом данного типа взаимодействия становится «конструктивный конфликт», в процессе разрешения которого не только вырабатывается оптимальный способ решения учебной задачи, но и формируется умение понимать другого человека, уважительно относиться к другим точкам зрения, искать пути согласования своих позиций. На данном принципе основаны такие технологии, как дискуссия, позиционно-ролевая игра.
3.Принцип «развивающейся кооперации». Цель - исследование, совместный поиск решения вновь возникающих и усложняющихся задач, порождаемых самим процессом совместной деятельности. Побудителем «развивающейся кооперации» становятся противоречия между потребностью решить возникающие проблемы социальной и профессиональной практики и недостаточностью теоретических знаний, а также способов социального взаимодействия, обеспечивающих их решение. В процессе совместного осознания и постановки проблем, целеполагания, планирования, реализации и рефлексии каждого этапа решения задачи и перехода к новым способам кооперации, студенты перестраивают структуру своих отношений и деятельности с одного качественного уровня на другой. В результате построенная таким образом совместная деятельность не только развивает творческое, системное мышление, но и формирует способность к самоуправлению и соуправлению, саморазвитию и соразвитию обучающихся.К данному типу технологий можно отнести организационно-деятельностную игру (Г.П.Щедровицкий), технологию развивающейся кооперации (Т.Акбашев), технологию коллективной мыследеятельности (К.Я.Вазина).
4.Принцип «ролевого поведения». Реализуется в деловых играх имитационного, ролевого типа, обеспечивающих организацию совместной деятельности. Ролевое поведение характерно также для дискуссий, осуществляемых в форме игрового позиционного противостояния, в процессе которого происходит усвоение знаний и их комплексное применение. Примером могут служить игры и дискуссии ( «Суд», «Дебаты», «Пресс-конференция» и др.).